По данным ООН, к концу 2007 года мировые цены на продукты питания выросли на 35%. Начало этому процессу было положено в 2002 году, а за пять последующих лет продовольственные товары подорожали на 65%.
При этом, по данным Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), ежегодно составляющего индексы мировых цен на продовольствие, только лишь в 2007 году молочные продукты подорожали на 80%, а зерно – на 42%. Такая же динамика роста цен отмечается и на другие продукты питания. Все это привело к тому, что в настоящее время три четверти доходов граждан развивающихся стран с невысокими доходами уходит на пропитание.
По заявлениям экспертов, причиной высокого роста цен на продовольственные товары (это явление уже названо агфляцией) стали возросшие «аппетиты» населения Китая и Индии, резко увеличивших импорт продовольствия, расширение объемов мирового производства биотоплива, под выращивание сырья для получения которого отводится все больше пахотных земель, а также спад сельскохозяйственного производства, в том числе и из-за неблагоприятных погодных условий.
Во многих развивающихся странах резкое повышение цен на продовольствие привело уже к голодным бунтам. Первый из них произошел на Гаити, где во время беспорядков погибли как минимум 5 человек. Следом акции протеста голодающего населения были отмечены в Египте, после чего цепная реакция беспорядков, связанных с невозможностью бедных слоев населения купить достаточного количества еды, чтобы не голодать, перекинулась на Камерун (здесь погибли 40 человек), Мавританию, Мозамбик, Сенегал, Йемен, Бангладеш, Боливию, Индонезию, Афганистан и Узбекистан.
В этой ситуации правительства ряда стран в спешном порядке начали заключать тайные бартерные и двусторонние соглашения со странами, экспортирующими продовольствие. Таким образом государства стремятся получить гарантии, что кризиса поставок продуктов питания им удастся избежать. По данным ряда зарубежных СМИ, в числе лидеров по заключению таких контрактов идут Россия и Украина.
Украина, в частности, решила обойти запрет ведущих производителей сельскохозяйственной продукции на экспорт зерна довольно банальным способом. Эта страна готова заключить с Ливией соглашение и выделить этому государству 100 тыс. га своей земли под выращивание зерна для этой североафриканской страны. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Заключили между собой бартерное соглашение и Египет с Сирией, согласно которому Каир будет поставлять Дамаску рис в обмен на пшеницу. А вот Филиппинам в этом плане повезло меньше – попытки этой страны в марте заключить с Вьетнамом контракт на поставку крупной партии риса оказались безуспешными.
Между тем, Международный валютный фонд, как и другие международные организации, бьет тревогу: инфляция, главным двигателем которой является рост цен на продукты питания, может стать причиной будущих конфликтов в мире. Об этом в конце минувшей недели заявил на пресс-конференции в Вашингтоне глава МВФ Доминик Стросс-Кан.
«Инфляция, в частности, рост цен на продукты питания, может стать причиной будущих конфликтов. Рост цен на продукты питания может повлечь, особенно в Африке, ужасные последствия. Если мы хотим избежать этих последствий, мы должны воспринимать эти проблемы более серьезно», — подчеркнул он.
В России ситуация складывается не лучше. И уже появилась информация о том, что российские власти, чьи попытки справиться с ростом цен ни к чему не приводят, могут ввести для малоимущих талоны на хлеб. Пионером в этом деле может стать, в частности, Сахалинская область. Об этом в пятницу на пресс-конференции сообщил губернатор региона Александр Хорошавин.
«Мы отслеживаем затраты хлебокомбинатов, изучаем, где можно сэкономить, как можно их поддержать. Если не найдем возможности поддержки производителя, значит будем думать о возобновлении введения талонов на хлеб для малообеспеченных слоев населения», — заявил он.
Впрочем, талонная система может быть введена и в других регионах России, поскольку только за первую неделю апреля стоимость ржано-пшеничного хлеба повысилась в Санкт-Петербурге на 22,7%, в Волгоградской области – на 20,7%, в Брянской области – на 13,5%, в Алтайском крае – на 11,5%. А вот на пшеничный хлеб цены поднялись в Волгоградской области на 18,9%, в Алтайском крае – на 12,3%, в Брянской области – на 10,9%.
Как полагают эксперты, введение в России талонной системы на хлеб – не утопия, поскольку государству выгоднее дотировать производство хлеба для малоимущих, оставив все остальное население один на один с высокими ценами на него.
http://news.mail.ru/economics/1706292/
Большинство американцев относятся к еде как к чему-то само собой разумеющемуся. Даже самая бедная пятая часть американских семей расходует лишь 16% бюджета на продукты питания. Во многих других странах это не так. В Нигерии семьи тратят на еду 73% своего бюджета, во Вьетнаме – 65%, в Индонезии – половину. Для них это серьезная проблема.
В прошлом году счета развивающихся стран за импорт продовольствия выросли на 25% на фоне небывалого роста цен на продукты питания. Цены на кукурузу за последние два года удвоились. Цены на пшеницу достигли максимума за 28 лет. Подорожание уже приводит к волнениям от Гаити до Египта. Многие страны ввели контроль цен на продукты питания или налоги на экспорт сельскохозяйственных товаров.
На прошлой неделе президент Всемирного банка Роберт Зеллик предупредил, что в 33 государствах рост цен на продовольствие может привести к социальной нестабильности. "В странах, где на продукты питания приходится более двух третей всего потребления, нет возможности для выживания", – сказал он.
В ближайшее время цены вряд ли понизятся. По прогнозам Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, запас зерна в этом году будет самым низким с 1982 года.
Соединенные Штаты и другие развитые страны должны взять удар на себя. Рост цен на продукты питания отчасти обусловлен неконтролируемыми предпосылками, включая рост цен на энергоносители и повышение благосостояния среднего класса в Китае и в Индии. Это привело к повышению спроса на животные белки, а значит, потребовалось много зерна.
Но богатые страны усиливают эти тенденции, поддерживая производство биотоплива. По оценкам Международного валютного фонда, рост мирового спроса на кукурузу за каждый из последних трех лет не менее чем на половину обусловлен производством этанола из кукурузы в США. Это привело к росту цен на кукурузу. Цены на корма выросли. То же самое произошло с ценами на другие зерновые, в первую очередь на соевые бобы, так как, по данным министерства сельского хозяйства, фермеры стали выращивать на своих полях больше кукурузы за счет других культур.
Вашингтон предоставляет переработчикам этанола субсидии в размере 51 цент за галлон, при этом пошлина на импортный этанол составляет 54 цента за галлон. Большинство стран Евросоюза не облагает биотопливо некоторыми налогами, при том что пошлины превышают 70 центов за галлон. Есть несколько причин на то, чтобы положить конец этим интервенциям. Прежде всего, использование кукурузного этанола приводит лишь к незначительному снижению выхлопов газов, вызывающих парниковый эффект, по сравнению с бензином. Однако станет гораздо хуже, если это приведет к росту сельскохозяйственной деятельности на территории лесов и лугов. Повышение цен на продукты питания является серьезным аргументом для прекращения государственной поддержки этанола.
В долгосрочной перспективе производительность труда в сельском хозяйстве развивающихся стран должна повыситься. Зеллик порекомендовал богатым странам принять участие в финансировании "зеленой революции" с целью повышения производительности труда в сельском хозяйстве и роста урожаев зерновых в Африке. Но в условиях роста цен на продукты питания развитые страны должны предпринять более срочные шаги. Всемирная продовольственная программа сообщила в прошлом месяце, что организации пришлось выделить свыше 500 млн долларов из своего бюджета для оказания помощи миллионам голодающим по всему миру из-за роста цен на зерно.
К сожалению, промышленные государства не отличаются щедростью. В прошлом году объем их помощи другим странам понизился на 8,4% по сравнению с 2006 годом. За ближайшие три года развитым странам придется повысить свои бюджеты на оказание помощи другим государствам на 35%, только чтобы выполнить обязательства, данные ими в 2005 году.
Они не должны снижать эту планку. Продолжающийся рост благосостояния среднего класса в Китае и Индии, переход к новым видам топлива и ожидаемый вред сельскому хозяйству из-за глобального потепления – все это означает, что цены останутся на высоком уровне. Миллионам людей, в основном в развивающихся странах, может понадобиться помощь, чтобы избежать недоедания. Политика богатых стран в области энергетики способствовала возникновению этой проблемы. Теперь эти страны должны помочь ее разрешить.
http://inopressa.ru/nytimes/2008/04/10/15:09:31/crisis