Американский психолог Мелвилл Лернер провёл первые эксперименты, заложившие теоретические основы феномена искажения веры в справедливый мир, в 1966 году. Работая в отделении клинической психологии в Стэнфорде, Лернер наблюдал странное поведение своих коллег: дружелюбные и образованные психиатры при общении с пациентами резко менялись, становясь грубыми и уничижительными.
Заинтересовавшись причинами этого явления, Лернер решил исследовать его экспериментально. Вдохновляясь жестокими экспериментами Стэнли Милгрэма по подчинению, Лернер разработал свои собственные эксперименты. Милгрэм, например, предлагал добровольцам выступить в роли учителей, обучая учеников (которыми на самом деле были актёры) бессмысленным парам слов. За каждую ошибку учеников учителя "наказывали" их ударами тока, увеличивая напряжение до смертельно опасного уровня.
В экспериментах Лернера испытуемые не наказывали учеников сами, а наблюдали за процессом. Сначала добровольцы сочувствовали страдающим от ударов током ученицам, но по мере продолжения эксперимента их отношение менялось. Испытуемые, не имея возможности вмешаться, начинали обесценивать страдания жертвы, постепенно переходя от сочувствия к презрению.
Такое поведение, известное как виктимблейминг, проявляется и в повседневной жизни. Люди, видя страдания жертвы, обвиняют её в случившемся, утверждая, что она сама виновата. Эта реакция позволяет им справляться с осознанием собственной уязвимости и стремлением избежать подобной участи.
Классический пример такой ментальной конструкции можно найти в книге Иова, где друзья Иова предполагают, что он заслужил свои несчастья. Хотя жестокости в людях действительно много, в данном случае большую роль играет защитная реакция мозга. Придумывая "справедливые" причины страданий других, люди пытаются выработать правила, которым можно следовать, чтобы избежать несправедливости.
Такое мышление помогает вычленить правила, которым следует придерживаться, чтобы несправедливость не коснулась их самих. Например, если они видят, что страдания часто случаются с носителями определённых убеждений, то избегают этих убеждений и осуждают их носителей, даже если в этих убеждениях есть рациональное зерно. Когда человек непосредственно наблюдает несправедливость по отношению к другим, он поддерживает её, чтобы чувствовать себя защищённым.
Эта ментальная конструкция удобна тем, что она не фальсифицируема: невозможно доказать её неправильность. Идея, что сегодня общество может унижать одну группу, а завтра тебя самого, вызывает у людей страх и неопределённость, от которых они стараются избавиться.
<< Традиционным фермерам, выращивающим рис, приходилось делить труд и координировать ирригацию, чего не делали большинство фермеров, выращивающих пшеницу. Мы наблюдали за людьми в повседневной жизни, чтобы проверить, придали ли эти сельскохозяйственные традиции выращиванию риса в южном Китае более взаимозависимую культуру, а выращиванию пшеницы в северном Китае — более независимую культуру. В исследовании 1 мы насчитали 8964 человека, сидящих в кафе в шести городах, и обнаружили, что жители северного Китая чаще сидят в одиночестве. В исследовании 2 мы перемещали стулья в Starbucks по всей стране так, чтобы они частично перекрывали проход (n = 678). Жители северного Китая с большей вероятностью убирали стул с дороги, что согласуется с выводами о том, что люди в индивидуалистических культурах чаще пытаются контролировать окружающую среду. Жители южного Китая чаще приспосабливались к окружающей среде, протискиваясь сквозь стулья. Даже в самых современных городах Китая разница между рисом и пшеницей сохраняется в повседневной жизни. >>
https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.aap8469
Ваше поведение может зависеть от того, какую сельхоз культуру выращивали ваши прадеды, а вам кажется, что вы самодостаточное разумное существо со свободой воли.
В 1956 профсоюзы внесли модель Ренна-Мейднера на очередные переговоры с работодателями. Работодатели с радостью согласились. На первый взгляд это может показаться удивительным, но на самом деле ничего удивительного в этом не было. SAF представлял крупный бизнес. Устанавливая искусственно высокий потолок минимальных зарплат, крупный бизнес перекрывал кислород бойким мелким предприятиям, которые кусали его за пятки. Тому, что сейчас называют стартапы, хотя тогда это слово ещё не вошло в обиход. Мелкие зубастые новаторские предприятия не сразу достигают прибыли, первые годы они работают в убыток и не могут платить своим сотрудником высокие зарплаты. Модель Ренна-Мейднера гарантировала, что они загнутся ещё до того, как начнут представлять опасность для “крупных рыб”.
Особенно хорошо модель Ренна-Мейднера боролась со стартапами в сочетании со введённым годом ранее ограничением на инвестиции.
Ещё одной выгодой модели Ренна-Мейднера для большого бизнеса стало то, что из-за сдерживания роста зарплат, полупринудительного разорения менее прибыльных предприятий и принципа “одни и те же деньги за одну и ту же работу” компании перестали бороться друг с другом за работников и тратить на это деньги. Так как крупные шведские фирмы работали главным образом на экспорт и конкурировали не столько друг с другом, сколько с зарубежными фирмами, это их тоже отлично устраивало.
В общем, работодатели согласились, что будут платить рабочим достойную зарплату, профсоюзы согласились, что не будут требовать её повышения, а государство внесло свой вклад тем, что создало программу перемещения рабочей силы из тех регионов страны, где работы было мало, в те, где её становилось много. Все были довольны. До поры до времени программа действительно неплохо работала. Шведские фирмы, экономя на рабочей силе, добивались всё больших успехов на международном рынке. Проблемы начались через 20 лет.
Я обычно предостерегаю от того, чтобы прислушиваться к селебритис и в данном случае это тоже рэппер (британский чернокожий Zuby, настоящее имя - Nzube Udezue), а не какой-то великий философ, но я просто согласен с этими пунктами по сути и многое мне было известно задолго до пандемии.
20 фактов, которые я узнал (или подтвердил) о человечестве во время «пандемии»:
1. Большинство людей предпочли бы быть в большинстве, чем быть правыми.
2. По крайней мере, 20% населения имеют сильные авторитарные тенденции, которые проявятся при правильных условиях.
3. Страх смерти перекрывается только страхом общественного неодобрения. Последний может быть сильнее.
4. Пропаганда сегодня так же эффективна, как и 100 лет назад. Доступ к безграничной информации не сделал обычного человека мудрее.
5. Все и вся может и будет политизироваться СМИ, правительством и теми, кто им доверяет.
6. Многие политики и крупные корпорации с радостью пожертвуют человеческими жизнями, если это будет способствовать их политическим и финансовым устремлениям.
7. Большинство людей считают, что правительство действует в лучших интересах людей. Даже многие из тех, кто открыто критикует правительство.
8. После того, как они приняли решение, большинство людей предпочтут совершить ошибку, чем признать свою неправоту.
9. Людей можно быстро и относительно легко обучить и подготовить к значительному изменению своего поведения - к лучшему или к худшему.
10. Когда люди достаточно напуганы, большинство людей не только принимают авторитаризм, но и требуют его.
11. Люди, которых называют «теоретиками заговора», часто тщательно изучают информацию и просто опережают общепринятые нарративы.
12. Большинство людей ценят безопасность больше свободы, даже если эта «безопасность» - всего лишь иллюзия.
13. Гедоническая (связанная с удовольствием или дискомфортом) адаптация происходит в обоих направлениях, и когда наступает инерция, трудно вернуть людей к «нормальному» состоянию.
14. Значительный процент людей искренне любит, когда их порабощают.
15. «Наука» превратилась в светскую псевдорелигию для миллионов людей на Западе. Эта религия не имеет ничего общего с самой наукой.
16. Большинство людей больше заботится о том, чтобы выглядеть так, как будто они поступают правильно, а не о том, чтобы делать то, что действительно правильно.
17. Политика, СМИ, наука и здравоохранение коррумпированы в той или иной степени. Ученых и врачей можно купить так же легко, как и политиков.
18. Если вы сделаете жизнь людей достаточно удобной, они не восстанут. Вы можете сделать миллионы послушными, лишив их прав, дав им деньги, еду и развлечения.
19. Современные люди чрезмерно самоуверенны и недостаточно бдительны, когда дело касается защиты их собственных свобод от злоупотреблений со стороны правительства.
20. Легче обмануть человека, чем убедить в том, что его обманули.
21. Дополнительная мысль: большинство людей довольно сострадательны и имеют добрые намерения (это хорошо). В результате большинству людей трудно понять, что некоторые люди, в том числе наши «лидеры», МОГУТ иметь злонамеренные или порочные намерения (это плохо).
... Зачитать целиком: 20 фактов, которые я узнал (или подтвердил) о человечестве во время «пандемии»:
In the days after the Jan. 6 riot at the Capitol, Bank of America went through its own customers' financial and transaction records. These were the private records of Americans who had committed no crime; people who, as far as we know, had absolutely nothing to do with what happened at the Capitol on Jan. 6. But at the request of federal investigators, Bank of America searched its databases looking for people who fit a specific profile.
Here's what that profile was: "1. Customers confirmed as transacting, either through bank account debit card or credit card purchases in Washington, D.C. between 1/5 and 1/6. 2. Purchases made for Hotel/Airbnb RSVPs in DC, VA, and MD after 1/6. 3. Any purchase of weapons or at a weapons-related merchant between 1/7 and their upcoming suspected stay in D.C. area around Inauguration Day. 4. Airline related purchases since 1/6."
The first thing you should notice about that profile is that it's remarkably broad. Any purchases of anything in Washington, D.C.; any overnight stay anywhere in an area spanning three jurisdictions and hundreds of miles; any purchase not just of legal firearms, but anything bought from a "weapons related merchant," T-shirts included; and any airline-related purchases -- not just flights to Washington, but flights to anywhere, from Omaha, to Thailand.
That is a very, very wide net, an absurdly wide net. Bank of America identified a total of 211 customers who met these "thresholds of interest." At that point, "Tucker Carlson Tonight" has learned, Bank of America turned over the results of its internal scan to federal authorities, apparently without notifying the customers who were being spied upon. Federal investigators then interviewed at least one of these unsuspecting people. That person, we've learned, hadn't done anything wrong and was cleared.
Госдума приняла в первом чтении законопроект о тюремных сроках за клевету в интернете.
Автор законопроекта — зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин («Единая Россия»), предложил дополнить УК РФ положением, которое введет уголовную ответственность за клевету, «совершенную публично с использованием информационно–телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а равно в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных».
У людей примерно то же самое, я думаю. Только пропорции вероятно другие и могут меняться в зависимости от уровня технологий. Но если это так, то никогда не будет у людей равенства и никогда левые идеи не умрут, всегда будут желающие отнимать у тех кто работает под каким-то благовидным предлогом.
===================
Французский биолог Дидье Дезор провел эксперимент с крысами в своей лаборатории в Нанси. Шесть крыс были запущены в клетку, откуда был только один выход -в бассейн. В конце бассейна была кормушка с едой, но поесть крыса не могла -доплыв, она брала еду и должна была вернуться к своим собратьям в клетку. Роли распределились очень быстро.
Половина крыс (три) начали плавать за едой и возвращаться. У двух собратья сразу отнимали еду, один «независимый пловец» был достаточно силен, чтобы съесть свою еду, ни с кем не поделившись. Две крысы-«эксплуататоры» никогда не плавали. И одна крыса не плавала, но и не была достаточно сильна, чтобы отбирать еду, поэтому она подбирала остатки корма.
Дидье повторил эксперимент в ДВАДЦАТИ клетках, и всегда соотношение было постоянным.
Чтобы лучше понять механизм крысиной иерархии, Дидье Дезор поместил шесть эксплуататоров вместе. Крысы дрались всю ночь. Наутро были распределены те же социальные роли: автоном, два эксплуататора, два эксплуатируемых, козел отпущения.
Такой же результат исследователь получил, поочередно поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых крыс, затем шесть автономов и шесть козлов отпущения.
А знаете, что было самым удивительным. По исследованию мозга крыс оказалось, что самый большой стресс испытывали эксплуататоры - они боялись, что плавающие крысы перестанут им подчиняться.
=================
* последнее предложение про причины стресса - скорей всего отсебятина журналистов. я это скопировал, чтобы самому не писать. повышенный стресс, видимо, имел место быть, но без симптомов беспокойства. это важный нюанс
эта исполнительная власть с ее огромной бюрократией и военной организацией, с ее изощренным государственным аппаратом, охватывающим широкие слои, с множеством чиновников. Это ужасное паразитическое образование, насчитывающее полмиллиона, помимо армии в еще полмиллиона, опутывает тело французского общества как сеть и душит все его поры. … Все революции лишь совершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Стороны, которые боролись за господство, рассматривали владение этим огромным государственным зданием как основную добычу победителя.
Мне кажется эта версия политической ориентации действительно лучше той, которую, обычно используют сейчас в виде квадрата. Ну и конечно же обе они лучше очень мутной линейной классификации лево-право.
We show that individuals with Dark Triad traits—Machiavellianism, Narcissism, Psychopathy — more frequently signal virtuous victimhood, controlling for demographic and socioeconomic variables that are commonly associated with victimization in Western societies. In Study 5, we show that a specific dimension of Machiavellianism — amoral manipulation — and a form of narcissism that reflects a person’s belief in their superior prosociality predict more frequent virtuous victim signaling.
Термин «эффект амнезии Гелл-Манна» на самом деле не имеет никакого отношения к работам известного американского физика Марри Гелл-Манна. Его ввел в обиход американский писатель-фантаст и кинорежиссер Джон Майкл Крайтон. В 2002 году он выступал на одном из международных форумов с речью, посвященной проблеме спекуляции и недостоверной информации в СМИ. В частности, Крайтон сказал, что однажды во время беседы на эту тему с Гелл-Манном они обнаружили интересный эффект, который он и решил назвать в честь ученого.
Что значит термин «эффект амнезии Гелл-Манна»?
Допустим, физик читает в газете материал о физике и понимает, что автор совершенно в ней не разбирается. Читатель возмущается некомпетентностью журналиста, переворачивает страницу и начинает читать статью на другую тему, не входящую в сферу его профессиональных интересов, например, политическую. И тут же начинает верить всему написанному, забыв о недавнем возмущении. Именно эту особенность памяти тут же забывать о недостоверной информации и все равно верить СМИ Крайтон и называет эффектом амнезии Гелл-Манна.
«Этот эффект не работает в других сферах жизни. В обычной жизни, если кто-то постоянно преувеличивает или лжет вам, вы вскоре начнете игнорировать все, что такой человек вам говорит. Но, когда речь идет о средствах массовой информации, мы верим, что все равно стоит потратить время на прочтение других статей в газете. Хотя на самом деле делать это почти наверняка не стоит. Единственное возможное объяснение нашего поведения — амнезия. Таким образом, одна из проблем с недостоверной информацией в СМИ заключается в том, что они спекулируют на эффекте Гелл-Манна, эффекте необоснованного доверия», — поясняет Крайтон.
Грядет пик эпидемии, вирус распространяется по экспоненте, летальность чудовищная, наша система здравоохранения не справится, аппаратов ИВЛ на всех не хватит, будут ̶т̶р̶у̶п̶ы̶,̶ ̶т̶р̶у̶п̶ы̶,̶ ̶м̶н̶о̶г̶о̶ ̶т̶р̶у̶п̶о̶в̶,̶ ̶г̶р̶о̶б̶,̶ ̶с̶м̶е̶р̶т̶ь̶,̶ ̶к̶л̶а̶д̶б̶и̶щ̶е̶!̶
Ну ок, подумал я. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Параноик, но живой, вот это вот все. И пошел гуглить, чем летальность отличается от смертности.
Оказывается, чтобы вычислить летальность, т.е. количество умерших среди заболевших, надо знать точно количество заболевших! А Китай не включал в статистику бессимптомных больных.
Минуточку, подумал я. Как это – бессимптомный больной? И чем он опасен?
Делать в самоизоляции было нечего, и я пошел гуглить чем вирулентность отличается от контагиозности, а та – от патогенности. Очень интересно оказалось.
Ай-яй-яй, коммуняки скрыли правду! Никогда такого не было, и вот опять. Выходит, страшная кривая – экспонента! – основана на ложных данных!
Сидите дома, опять сказали они. Мы будем мыть тротуары с хлоркой и дезинфицировать подъезды. Нельзя выходить в парки и спортплощадки. Нельзя гулять с детьми на детских площадках. С собаками – можно. Иначе будет пик эпидемии, ̶т̶р̶у̶п̶ы̶,̶ ̶ т̶р̶у̶п̶ы̶,̶ ̶м̶н̶о̶г̶о̶ ̶т̶р̶у̶п̶о̶в̶,̶ ̶г̶р̶о̶б̶,̶ ̶с̶м̶е̶р̶т̶ь̶,̶ ̶к̶л̶а̶д̶б̶и̶щ̶е̶!̶
Минуточку, подумал я. Но ведь свежий воздух и солнечный свет вместе с физическими нагрузками укрепляют имммунитет! А их отсутствие – ослабляет!
Свернуть
Носите маски, сказали они!
Минуточку, подумал я. Но ведь маски надо носить только больным или тем, кто с ними контактирует! И носить надо правильно. Уметь надевать, уметь снимать, правильно хранить и утилизировать.
Карантинные зарисовки: маски носится под подбородком, на одном ухе, с торчащими носами. Упавшая маска поднимается с асфальта, встряхивается, надевается обратно. Иногда одноразовые маски стирают. Но нечасто.
Сидите дома, сказали они, и привезли из Италии и Испании тридцать тысяч заробитчан, как следует помариновав их на пограничном переходе. В середине апреля будет пик эпидемии, ̶т̶р̶у̶п̶ы̶,̶ ̶т̶р̶у̶п̶ы̶,̶ ̶м̶н̶о̶г̶о̶ ̶т̶р̶у̶п̶о̶в̶,̶ ̶г̶р̶о̶б̶,̶ ̶с̶м̶е̶р̶т̶ь̶,̶ ̶к̶л̶а̶д̶б̶и̶щ̶е̶!̶
... Зачитать целиком: "Самая могущественная организация в мире"
«Весной 2007 года Ху Цзиньтао объявил Политбюро, что цифровых фильтров и цензоров уже недостаточно. Партии нужно было “использовать” интернет, сказал он. Она должна “добиться господства над общественным мнением в Сети”.
Для этого партия создала корпус “контролеров общественного мнения”, которые, маскируясь под обычных пользователей, старались направить ход дискуссий в нужное русло. За оставленный в Сети комментарий им платили пол–юаня, поэтому критики прозвали “контролеров” умаоданом. Как и сотрудники Отдела, “контролеры” должны быть вездесущи – и незримы. Им запрещено упоминать, что они работают на партию. Ай Вэйвэй объявил, что подарит “айпэд” тому “умаодановцу”, который расскажет о своей деятельности. Двадцатисемилетний В. принял предложение. Он изучал журналистику, иногда выполнял работу для телевидения, но основную часть дохода получал как “контролер”.
Любое задание, объяснил В., начиналось со слов: “Повлияйте на общественный взгляд” или “Успокойте пользователей”. Если он открыто хвалил правительство, люди игнорировали его или называли “умаодановцем”, поэтому приходилось действовать тоньше. Когда начиналась большая дискуссия, он вставлял глупую шутку или скучную рекламу, чтобы отпугнуть случайных читателей. Если люди критиковали партию, например, за рост цены бензина, он мог подбросить идею: “Вы слишком бедны, чтобы водить машину? Тогда поделом вам”. “Когда люди видят это, они начинают нападать на меня, – говорил он, – и постепенно фокус смещается с цен на бензин на мои комментарии. Дело сделано”.
В. не пытался создать впечатление, что гордится своей работой. Он делал это за деньги и не рассказывал ни о чем семье и друзьям, поскольку это могло “повредить репутации… У всех есть желание знать правду – и у меня тоже… Мы обладаем большей свободой слова, чем прежде. Но как только ты получаешь свободу, ты видишь, что у некоторых больше свободы. Так что мы снова чувствуем себя несвободными. Угнетает сравнение”. Всего несколько минут спустя после публикации Ай Вэйвэем этого интервью с “контролером” цензоры заблокировали текст. Но это уже не имело значения: оно успело разойтись по Сети.»
Отрывок из книги: Ознос Эван «Век амбиций. Богатство, истина и вера в новом Китае.» Corpus, 2014 г.