в покойном СССР история войны подвергалась тотальной мифологизации. На информацию, выходившую за рамки черно-белого эпоса, было наложено табу. Советскому гражданину не полагалось знать о тесном сотрудничестве Сталина и Гитлера после подписания советско-германского пакта.
О каннибализме и снабжении партноменклатуры в блокадном Ленинграде. О немецких женщинах и детях из Неммерсдорфа, убитых красноармейцами. О терроре НКВД на территориях, занятых Советами в 1939-1940 гг. О перипетиях советско-финской кампании: провокации в Майниле, атаке на Суоми без объявления войны, бомбардировках Хельсинки. О том, что история о 28 панфиловцах, якобы уничтоживших 18 немецких танков, – вымысел журналистов из газеты "Красная звезда"…
К сожалению, в современной России с одобрения властей предпринимаются попытки частично реанимировать и законсервировать советскую историческую мифологию. В современной Украине ситуация противоположная: многочисленные мифы с ярлыком "Made in USSR" активно критикуются и разоблачаются.
...
Однако многие украинские историки, пользующиеся покровительством государственных структур, придерживаются иного мнения. Усердно развенчивая старые мифы, они попросту расчищают место для новых мифов. Советских идолов низвергают, чтобы освободить пьедесталы для других вождей из эпохи развитого тоталитаризма.
Взамен красноармейцев, чья репутация подмочена служением сталинскому режиму, появились новые претенденты на роль доблестных рыцарей без страха и упрека – бойцы УПА. На смену советской мифологии в учебники истории приходит украинская мифология – столь же однобокая и примитивная.
...
характерная черта мифологизаторов от истории – непоследовательность аргументации. Неудобные факты пытаются опровергнуть и в тоже время найти им благовидное оправдание. Так, рьяный защитник Красной Армии оперирует сразу двумя утверждениями а) рассказы о преступлениях советских солдат в поверженной Германии – подлая клевета б) эти эксцессы – справедливая месть за преступления гитлеровских оккупантов в СССР.
Украинский национал-патриот, столкнувшись с подробными рассказами о зверствах УПА на Волыни, реагирует аналогично: во-первых, это гнусные измышления, а, во-вторых, поляки сами виноваты!
Адепты советской и украинской исторической мифологии недолюбливают друг друга, но мыслят одинаково: их мозг, подобно универсальному сепаратору, отсеивает любую нежелательную информацию. Конечная цель – создание героического мифа, где доблестные рыцари сражаются с отвратительными чудовищами.
...
оуновские листовки становятся такой же документальной крамолой, как в свое время – пожелтевший номер "Правды" со сталинской телеграммой Риббентропу: "Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной".
Военно-исторические мифы всегда пользовались популярностью в народе и благосклонностью политической элиты.
Реальная история войны чересчур многогранна, противоречива, насыщена драматическими парадоксами и потому сложна для восприятия. Это мир, где привычные культурные стереотипы не работают. Там бесстрашный воин, насильник и мародер в одном лице – далеко не редкость. Там самопожертвование во имя Родины органично соседствует с убийством женщин и детей – во имя той же Родины. Там едва ли уместен героический пафос – его заслоняет скорбь по жертвам безжалостной эпохи…
А главное – из этого моря крови и грязи чертовски сложно выудить живые иконы, пригодные для политической эксплуатации. То ли дело простая и удобная историческая мифология!
http://pravda.com.ua/ru/news/2008/5/7/75358.htm