Механизм действия наркотиков следующий: молекулы наркотика с током крови разносятся по организму, попадая в область синапса, связываются с белками – рецепторами постсинаптической мембраны и блокируют их. Эта связь настолько специфическая, что эти рецепторы ученые назвали опиатными рецепторами (от слова «опиум»). Боль через такой синапс не проводится. Получается, что чужеродная молекула наркотика, попадая в организм извне, подходит опиатным рецепторам, как ключ к замку, словно опиатные рецепторы созданы именно для наркотических веществ. Кандас Перт и Соломон Снидер – исследователи из Университета Джона Гопкинса в Балтиморе открыли опиатные рецепторы в нервной системе в 1972 г.
У ученых возник вопрос: зачем природа создала опиатные рецепторы? Ведь наркотики могут никогда не попасть в организм человека, а опиатные рецепторы есть у каждого. Единственное объяснение было в том, что в самой нервной системе человека вырабатываются вещества, похожие на наркотические, для них и существуют опиатные рецепторы. Начинается активных поиск этих веществ.
В 1975 г. в спинном мозге были найдены нервные клетки, которые вырабатывали вещества, похожие на наркотические. Им дали названия эндорфины (внутренние морфины) и опиаты (от опиум), а клетки, в которых они синтезировались, назвали опиатными нейронами.
Позднее опиатные нейроны были обнаружены в головном мозге человека: в лимбической системе, гипоталамусе, коре и подкорке. Роль этих клеток и их нейромедиаторов (их известно более 30) – торможение боли в организме и другие функции. Вот почему наркотики так хорошо снимают боль, они похожи по строению на «законные» блокаторы боли – опиаты и эндорфины. Это одно из самых выдающихся открытий неврологии 1970-х гг. – открытие нейронного действия опиатов.
Еще одно важное свойство наркотиков – они легко проходят через клеточную мембрану практически в любую клетку организма, несмотря на то, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью.
Все, что происходит в организме – речь, движения тела, мышление, контроль за работой внутренних органов, – все это функции нервной системы, поэтому вещества, которые синтезируются в нейронах (нейромедиаторы, нейрогормоны), значимы для других клеток организма. Наркотики сходны с ними по строению.
Когда молекула наркотика проникает в живую клетку, она способна встраиваться в процессы биосинтеза, вытесняя «законные» молекулы. При этом работать в цепочке биосинтеза она не умеет, да и «не хочет». К чему это приводит? Нарушаются процессы нормального биосинтеза в живой клетке, нарушается нормальная жизнедеятельность клетки. Наркотик «корежит» структуру клетки.
...
Боль – уникальная функция нервной системы. Боль – сигнал опасности, сигнал разрушения. Можно только бесконечно удивляться, как Природа создала такую защитную функцию нервной системы. Без болевой чувствительности жить нельзя – самые простые манипуляции могут привести к травмам, если нет чувства боли.
Нервная система так устроена, что вредные, опасные для жизни стимулы воспринимаются как болевые. При повреждении внутренних структур организма также возникает боль. Только боль приводит нас, пациентов, к врачу. Если бы не болело, к врачам бы не обращались. Почему рак считается коварным заболеванием? Потому что начальные стадии рака протекают без болевых ощущений, и человек не подозревает о своей болезни.
Человек принимает наркотики, они регулярно поступают в его организм, оказывая на его клетки разрушающее воздействия, описанные выше. Но вот по какой-либо причине у наркомана нет возможности принять наркотик. И тогда, у него возникает стадия, которую медики называют абстинентным синдромом, а в быту – ломкой. Ломка от слова «ломать». Без наркотика возникает боль. При ломке у наркомана нет локализации боли, все болит: мышцы, голова, желудок, суставы. Суставная боль такая сильная, как будто кости ломаются. Тяжелое состояние, но что может сделать наркоман, чтобы эту боль снять? Наркотики – блокаторы боли. Введи наркотик – он заблокирует опиатные рецепторы и боли не будет.
Что же получается? Наркотик разрушает клеточные структуры, нервная система дает сигнал опасности (сигнал разрушения – боль), но только наркотик может эту боль снять. «Я, наркотик, тебя разрушаю, вызываю эту страшную боль, но только я, наркотик, могу тебя от этой боли избавить». И «завязка» у наркомана получается на боли. Хотя начало наркотической зависимости протекает без боли и зависимость только психическая – стадия опасная и неприятная, с проявлениями депрессивных состояний, но это стадия «желаний». Желания могут меняться: «сегодня хочу глючиться, завтра хочу глючиться, а вот потом – расхотел». Не хочу больше принимать наркотики, хочу нормальной жизни, работу интересную предложили, влюбился, – 1000 причин у человека, чтобы разочароваться в наркотиках. А бросить наркотик не получится, без него возникает ломка. При ломке взрослые парни катаются по полу от боли, пена изо рта, кричат. Сцены ломки, которые стали показывать по телевизору в передачах о наркотиках, вызывают ужас у любого человека.
Эндорфины, опиаты, другие нейромедиаторы выполняют не только функцию блокаторов боли, но и поддерживают нормальный эмоциональный фон.
Когда наркотик поступает в организм в количествах, в тысячи раз превышающих естественную секрецию опиатов, нервные клетки резко прекращают выработку опиатов.
Если наркотик в организм не поступает, а опиатные нейроны уже не могут синтезировать свои нейромедиаторы, наступает стойкое состояние депрессии. Что такое депрессия наркомана? Как она проявляется? Утром человек просыпается, чувствуя тяжесть во всем теле, ничего не хочется, сил нет, на сердце глухая черная тоска, возникают мысли о самоубийстве, слезливость, резкие перепады настроения, любая мелочь может вывести из себя – это депрессия. Состояние очень неприятное.
Сами наркоманы говорят, что страшнее ломки «терпеть вечный кумар» – состояние постоянной подавленности и тоски. Именно состояние депрессии и определяет стадию психической зависимости. Без наркотика жизнь не мила, ввел наркотик – настроение повысилось, улыбаться стал, снова могу с людьми общаться, краски жизни вернулись. Но действие наркотика короткое, а потом снова это состояние безысходности, еще более тяжелое, до новой дозы наркотика. Еще доза, еще – и наступает стадия физической зависимости, ломка, боль. Только не надо думать, что при ломке нет депрессии, есть и еще какая!
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200601302