Давайте посмотрим, как устроен этот аппарат. Во-первых, в государственной машине работают отнюдь не идеалисты со светлым взором. Идеалисты - есть. Но их сотни, максимум тысячи, а Правительство - это сотни тысяч, если не миллионы. Идеалист в правительстве будет зажат, затерт, и поставлен на должность PR-спикера, чтобы он своим лучистым голосом рассказывал толпе журналистов о том, как усилями правительства мы вот-вот сделаем так, что все будут жить лучше среднего.
Мы выбираем политиков, большинство из которых не имеет ни малейшего опыта в бизнесе. Мы комплектуем правительство адвокатами, причем не теми, кто долго вел свою практику, а теми, кто со школы был на правительственной службе. Мы даем им в помощь армию бюрократов, каждый из которых не смог найти себе более высокооплачиваемое место в частном секторе, и не пытался открыть свой бизнес. Люди, которые идут нас регулировать, - обычно не имеют никакого знакомства с тем, что они регулируют.
Мы отнимаем у них какую-либо личную финансовую мотивацию в успехе мероприятия. Политики мотивированы следующими выборами, что означает, их интересует не наше благополучие, а модная, политически продаваемая идея. Легко продаваемая идея, которая может уместиться на бампер-стикере. А чиновники... Материальное стимулирование государственного чиновника, успех его карьеры - прямо зависят от того, чтобы решаемые проблемы сохранялись и множились. И это не потому, что мы неправильно организуем оплату его труда, - это принципиально нельзя организовать иначе. Добавьте еще то, что правительство практически не в состоянии уволить хренового работника или саботажника, - частично профсоюзы не дадут, частично - политические соображения. Ты его уволишь, а он начнет публиковать статьи и книги - "как я единственный все говорил верно, все остальные были полные мудаки, и меня уволили за Правду."
Наконец, мы снимаем с них какую-либо реальную ответственность. Мы позволяем им никогда, никогда не сравнивать затраты на их идеи - с полезным выходом от этих идей. Мы даем им возможность неограниченно покрывать все провалы. За наш счет. Мы, более того, вознаграждаем их за все провалы, давая им дополнительную власть и деньги на исправление этого дела. Мы даже позволяем им тыкать нас носом в их дерьмо, объясняя, что раз уж так вышло, то они теперь просто вынуждены нас прищемить еще сильнее.
И эта машина предназначена для коррекции рынка?
Частные фирмы живут, если они могут дать потребителю нужный продукт, если они найдут достаточно компетентных людей, чтобы понять, что нужно людям и где, и придумать что-то новое, и произвести, и доставить это. И повторить то же самое завтра, без отдыха и перерыва, - ибо голосование долларом происходит каждый день, а не раз в четыре года. Что, какая сила, какой механизм может где-то, в чем-то сделать Правительство более эффективным, чем частные люди? На что тут может быть расчет?
Сторонники государственного регулирования любят обсуждать и осуждать частные Крупные Корпорации, особенно Ужасные Монополии - они тупы, бездушны, плюют на акционеров, срут на потребителей, - и так далее. Да, правда, плюют. Срут. Вы прочли предыдущие абзацы про некомпетентность и безответственность, и подумали, - "в крупных частных компаниях бывает то же самое!" Бывает. Но государство-то - оно же хуже?
Все проблемы крупных компаний в государстве достигают своего пика. Нету более крупной корпорации, чем Правительство. Нету более жесткого монополиста. Ни одна крупная фирма не может навязать свой продукт силой. Ни одна фирма не может нести убытки год за годом, - и покрывать их, силой отбирая деньги у покупателей. Ни одна фирма не может просто запретить своих конкурентов. Именно поэтому, кстати, крупные фирмы так часто ищут помощи государства - в установлении и охране своей монополии.
Если крупный размер фирмы мешает ее эффективности, то государство - самая крупная фирма из всех. Если монополия - зло, то государство - это зло в квадрате. Это логический предел монополии, ее последняя остановка, далее которой уже рельсов нету.
И мало этого, Правительство все время самосовершенствуется. Они, по моему впечатлению, половину своего времени уделяют тому, как сделать себя менее ответственными, свои рабочие места неувольняемыми, свои избирательные районы бронебойно надежными, а воровство ненаказуемым.
http://arbat.livejournal.com/276843.html