Случайно зашла речь о тупости и необразованности латиноамериканцев. Они действительно жутко необразованны, но говорить про какую-то врожденную тупость я бы не стал. Тупость - это просто следствие малообразованности. Чили выгодно выделяется среди стран Латинской Америки. Об этом мало кто знает "у нас", но тут образованность чилийцев известна всем. Почему же Чили отличается? Там другое население? Нет. Отличается просто потому, что там образованием занимались. Сначала Пиночет, потом сменившее его правительство:
Ваучеры появились в чилийской системе образования благодаря генералу Пиночету. После того, как он захватил власть и переориентировал страну на рыночные принципы, значительная часть учебных заведений была приватизирована. С 1980 года правительство Пиночета стало давать государственные деньги частным школам в зависимости от количества принятых учащихся. Контроль над государственными школами перестал быть централизованным: их передали в ведение муниципалитетов; муниципальным школам тоже стали давать субсидию, так что и они, и частные школы получают равное количество денег на одного ученика. Идея была в том, чтобы устроить свободную конкуренцию и позволить обществу выбирать лучшее образование за меньшие деньги.
В результате этих перемен двадцать процентов чилийских студентов ушли из государственного в частный сектор.
По идее родители могут выбирать школу – причем даже среди государственных, потому что в них принимают независимо от места жительства. Однако на практике частные школы все находятся в больших городах, а в бедной сельской местности выбирать особенно не из чего. А частные школы стараются сами выбирать себе учеников получше и отказывают проблемным детям. Кроме того, с 1993 года чилийским школам разрешается брать деньги с родителей. Все это обусловило обыкновенное и неизбежное деление: дети среднего класса учатся в частных школах, дети бедных слоев населения – в муниципальных.
Любопытно, что родители, выбирая школу для своего ребенка, ориентируются отнюдь не на качество образования, которое она дает: они стремятся выбрать школу, где учатся дети из семей, чуть выше стоящих на социальной лестнице. Правительство решило выправить ситуацию, увеличивая ассигнования на государственные школы и вводя обязательные стипендии для бедных. Когда Пиночет сошел с политической сцены (к этому времени бюджетные расходы на образование упали на 30%), новое правительство объявило образование ключом к процветанию, обратив внимание общества на необходимость учиться. Расходы на образование начали расти: деньги вложили в подготовку учителей, пересмотр школьной программы, библиотеки, национальную образовательную компьютерную сеть, поддержку сельских и бедных городских школ. Отменили вторую смену – на это ушло больше всего денег; зато удлинили школьный день. Результаты тестирования с 1990 по 1996 год улучшились на 20%, но затем процесс замедлился. Разница между государственными и частными школами несколько сгладилась (во всяком случае, в части материального обеспечения), однако качество чилийского образования до сих пор оставляет желать лучшего: скажем, в 1999 году чилийские школьники заняли 35-е место из 38 в международном тестировании по математике. Хотя, с другой стороны, из всей Южной Америки только эта страна и приняла участие в тестировании, а по уровню грамотности держит одно из первых мест на континенте.
http://www.student.km.ru/