История либеральных преобразований в Грузии началась в 2004 году, когда в стране исчезла санэпидемстанция. За ней канула в Лету пожарная инспекция. Затем были ликвидированы десятки ведомств и сотни разрешительных процедур.
"Когда мы закрыли санэпидемстанцию, все думали, что везде будут тараканы", - рассказывает Саакашвили. “Но этого не произошло. Потому что рестораны сами не были заинтересованы в том, чтобы у них были тараканы, - ведь к ним больше никто не придет! - смеется он и тут же эмоционально добавляет: - Да и санэпидемстанция в Грузии никогда не следила за санитарными нормами. Они просто ходили и собирали мзду".
За несколько месяцев страна сократила количество лицензий и разрешительных документов, регулирующих ведение бизнеса, с 1 тыс. до 150. Команда реформаторов вместе с профильными ведомствами перебрала все патенты и лицензии и оставила лишь те, для существования которых у чиновников нашлись весомые аргументы. Основой будущей системы разрешительных документов стал опыт Швеции и Новой Зеландии.
Потом правительство резко снизило налоги и импортные пош-
лины. Подоходный налог упал до 12 %, количество ставок импортных пошлин сократилось до трех - 0%, 5% и 12% - по сравнению с 16 разными тарифами раньше, которые доходили до 30%. Образцами для подражания для идеолога грузинских экономических реформ Кахи Бендукидзе служили даже не Польша со Словакией, а Сингапур и Гонконг.
Тамара Ковзиридзе, которая в то время была помощником Бендукидзе (ныне она советник премьер-министра Грузии), рассказывает, что параллельно с либерализацией реформаторы пытались приучить бизнес и обычных людей платить налоги.
"Когда мы заставили все магазины на центральной улице Тбилиси установить кассовые аппараты, была куча протестов. Но все начали платить, - с улыбкой вспоминает Ковзиридзе. - Затем заставили установить счетчики на электричество и воду. В Грузии этого не было, и до бюджета доходило от силы 10% от всех существующих налогов".
Параллельно, несмотря на сильное сопротивление, правительство начало масштабную приватизацию, включая так называемые стратегические предприятия. Порт в Поти купили и отстроили инвесторы из ОАЭ, аэропорты в Тбилиси и Батуми приобрели и реконструировали турки. Украинский миллиардер Игорь Коломойский купил горнолыжный курорт Гудаури, рассказывает Ковзиридзе.
Особые опасения вызывала перспектива наплыва российских компаний. Однако Ковзиридзе и ее коллег это не смущало. Дистрибьюция электроэнергии в Тбилиси была продана российской РАО ЕЭС. Отделения банка ВТБ, почти 90 % акций которого принадлежит правительству РФ, - в городе повсюду, а недавно в борьбу на мобильном рынке Грузии включился и телекоммуникационный гигант Beeline. "В госсобственности у нас остались только железная дорога и почта, - рассказывает Ковзиридзе. И тут же добавляет: - Но почту мы скоро продадим".
Западные экономисты утверждают, что беспрецедентная либерализация даст огромную отдачу через пять-семь лет. И первые результаты уже налицо. Доходы грузинского бюджета выросли с $558 млн в 2003 году до $3,3 млрд в 2008-м. С 2004-го по 2008-й экономика Грузии росла со скоростью 9-12% в год. Падение ВВП же в прошлом, кризисном году в стране составило 3,9% по сравнению, например, с 15% в Украине. Меньший, чем у соседей, откат ВВП Ковзиридзе связывает с диверсифицированностью грузинской экономики.
В результате реформ средняя зарплата в стране выросла с менее чем $30 в 2005-м до среднеукраинского уровня в $240 в прошлом году. Неплохо для государства, где еще семь лет назад водоснабжение и свет были роскошью.
Советник президента Грузии Томас Эймонд-Ларитаз особо удивлен неугасающим интересом иностранных инвесторов после войны с РФ в августе 2008 года. "Давайте будем говорить прямо: война с Россией - это серьезный фактор нестабильности, и я боялся, что это попросту распугает всех инвесторов. Но они продолжают приходить из-за крайне благоприятного бизнес-климата", - констатирует эксперт.
http://korrespondent.net/world/1080617
posted by
nurrus.livejournal.com at
May 30, 2010 СвернутьЛибералы тоже верят в доброго царя?
Прикольно-прикольно.
http://lenta.ru/news/2007/11/06/irakli/
Бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили выступил с новыми обвинениями в адрес нынешних властей страны.
Вечером в понедельник в интервью телеканалу "Имеди" находящийся в Мюнхене лидер оппозиционного движения "За единую Грузию" заявил, что грузинские власти "погрязли в элитарной коррупции и для защиты наворованного могут пойти на все".
"Эта элитарная коррупция в Грузии имеет такие масштабы, что они будут защищаться до последнего, и если увидят большой ресурс людей, которые им угрожают, пойдут и на силовые методы, - цитирует слова Окруашвили "Интерфакс". - Вся эта элитарная коррупция, добывание огромных денег указывает на одно - они готовят чемоданы, чтобы сбежать".
Бывший министр рассказал, что в конце 2005 года президент Грузии Михаил Саакашвили потребовал от него купить ему самолет за деньги закрытого фонда Минобороны Грузии, на что потом его заместителем были перечислены 35 миллионов долларов.
Окруашвили вспомнил еще об одном контракте Минобороны. По его словам, когда документ уже должен был быть подписан, ему позвонил Саакашвили и попросил встретиться со своим двоюродным братом Никой Аласания. "Когда я встретился с ним, то он попросил меня оформить контракт по завышенным ценам. Кстати, если сейчас посмотреть контракты, оформляемые Минобороны Грузии, то можно установить разницу в 20, 30, 40 миллионов долларов, естественно, в сторону завышения", - отметил бывший глава ведомства.
posted by
мини_я at
May 30, 2010 СвернутьА при чем тут либералы?
Кстати, в статье, на которую стоит ссылка, об этом тоже говорится. Но ты не читатель, я понимаю.