Я давно знал, что еврей-антисемит - это отнюдь не оксюморон. Я таких встречал в жизни неоднократно. Но что Карл Маркс был одновременно и евреем и анти-семитом, это, как-то, прошло мимо меня. А вот оно, оказывается, как.
Социализм появился, как болезненный нарост на теле Эпохи Просвещения, в Европе начала 19-го века. Среди гегельянцев антисемитизм был одним из ключевых принципов веры. Первые социалисты – Фихте, Прудон, Шарль Фурье, Пьер Леруа – начинали борьбу с буржуазией с выпадов против евреев. Однако никто не сделал так много в деле создания теоретической базы антисемитизма, как Карл Маркс.
Карл Маркс происходил из известной семьи германских раввинов. Его отец выкрестился, чтобы привлечь богатых клиентов в адвокатскую контору. В ново-образованном прусском государстве адвокату необходимо было быть христианином. Семья продолжала придерживаться традиций иудаизма какое-то время после того, как Гершель Маркс перестал посещать синагогу. Но Карл Маркс рос уже в отрыве от обычаев и традиций иудаизма.
Труд Маркса "К еврейскому вопросу", опубликованный в Париже в 1844 году в журнале «Немецко-французский ежегодник», был первой теоретическая попыткой определить отношение левых к "феномену еврейства" с точки зрения материалистической концепции истории. В своём труде Маркс утверждает, что современная коммерция является триумфом иудаизма – псевдо-религии, богом которой служат деньги, а сами евреи представляют собой меру зла в мире – ни более ни менее.
“Поищем тайны еврея не в его религии, – писал Маркс, – поищем тайны религии в действительном еврее. Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги. Но в таком случае эмансипация от торгашества и денег – следовательно, от практического, реального еврейства – была бы самоэмансипацией нашего времени”.
“Еврей эмансипировал себя еврейским способом, он эмансипировал себя не только тем, что присвоил себе денежную власть, но и тем, что через него и помимо него деньги стали мировой властью”.
“Итак, мы обнаруживаем в еврействе проявление общего современного антисоциального элемента, доведенного до нынешней своей ступени историческим развитием, в котором евреи приняли, в этом дурном направлении, ревностное участие; этот элемент достиг той высокой ступени развития, на которой он необходимо должен распасться. Эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства”.
“Деньги – это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога… Бог евреев сделался мирским, стал мировым богом. Вексель – это действительный бог еврея. Его бог – только иллюзорный вексель“.
“То, что в еврейской религии содержится в абстрактном виде – презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку, как самоцели, – это является действительной, сознательной точкой зрения денежного человека, его добродетелью“.
Карл Маркс не ограничивался исключительно теоретическими постороениями о необходимости избавления общества от еврея. Сама еврейская внешность вызывала омерзение у потомка знаменитых раввинов. Его идеологический антисемитизм вполне сочетался с традиционным, бытовым – явное доказательство того, что под слоем наукообразных рассуждений левых радикалов лежит всё та же застарелая европейская юдофобия, что и у правых. Вот несколько цитат из переписки коммунистического гения с друзьями:
«Молодая дама, которая сразу же окатила меня волнами своей доброты, была самым уродливым существом из всех, которые я когда-либо видел в жизни, с омерзительными еврейскими чертами лица».
– Карл Маркс – Антуанетте Филипс, 24 марта 1861 года
«Маленький еврейчик Бамбергер не выдал мне ни сантима до сих пор».
– Карл Маркс – Фридриху Энгельсу, 21 января 1853 года
Нужно ли удивляться, что и друзья Маркса разделяли эмоции корифея. Вот что писал Карлуше верный друг и соратник Энгельс о еврее-социалисте Лассале:
«Лавина писем от Лассаля здорово позабавила меня, его развратная жидовская морда должно быть выглядела весьма впечатляюще, высовываясь из красного халата...»
– Фридрих Энгельс – Карлу Марксу, 14 апреля 1856 года
«Больше того, меня всегда воротит от мании засаленного бреславского жида, пользующегося всяческими помадами и румянами, дабы, прихорошившись, затесаться в мир выдающихся людей, как если бы он уже "вошёл в их число" (хотя бы внешне)».
– Фридрих Энгельс – Карлу Марксу, 7 марта 1856 года
http://art-of-arts.livejournal.com/356759.html