January 26, 2013
Оригинальный пост тут.
-----------------------------
А вот очень трогательный документ - небольшая брошюра "Основные начала российского фашизма" (ура, вот он, пресловутый "русский фашизм", наконец-то!), изданная в межвоенный период белоэмигрантами. Я вам советую ее прочесть: во-первых, потому что у нас отождествляют фашизм и нацизм, а "Начала" очень четко прорисовывают между ними разницу, а во-вторых, после чтения полезно поразмыслить о том, почему эта идеология к началу XXI века себя полностью изжила, как и коммунизм, и представляет собой чисто музейный экспонат.
Различия между фашизмом и нацизмом очень просты: обратите внимание, что за всю брошюру авторы ни разу не поднимают еврейский вопрос, вопрос борьбы за белую расу или расовое превосходство, даже о Новой Европе ничего не говорят, а делают исключительный упор на корпоративно-синдикалистское устройство общества и максимальное воплощение человеческой личности в сильном тоталитарном государстве. Грубо говоря, для нацистов государство было лишь инструментом межрасовой борьбы и завоевания господства, тогда как для фашистов сильное государство и корпоративное гармоничное общество являются самоценностью. Практическая разница была огромной: нацисты устроили Холокост и массовые убийства по национальному признаку, тогда как фашисты ничем подобным не занимались. Особо трогательно в русской версии фашизма смотрится акцент на Бога - в суровой реальности Муссолини натурально воевал с Ватиканом (а по молодости вообще был атеистом-марксистом, писавшим яростные антиклерикальные статьи), и удостоился даже отдельной папской энциклики, персонально фашизм осаждающей. Нацисты тоже преследовали церковь, но до такой красоты - в определенный момент, например, итальянские фашистские войска были приведены в полную боевую готовность для штурма Ватикана - даже немцы не доходили. Само собой, что для воспитанных в православии, самодержавии, народности белоэмигрантов подобное отношение к церкви было немыслимо.
Мертвость же, временная локальность фашизма, его зажатость в XX веке объясняется, прежде всего, государством как ценностью. Легко заметить, что в нашем XXI веке государства отмирают, все большую роль приобретают наднациональные институты (например, ЕС), мысль о высшем раскрытии человеческой личности исключительно в рамках государства в мире возвращающихся транснациональных суверенных сущностей кажется нелепой. Очевидно, что мощное государство - лишь относительно недавнее человеческое изобретение, нехарактерное для человеческой истории. Грубо говоря, представьте себе фашистов, пытающихся рассказать про высшую ценность государства Габсбургам, на пике правившим Испанией, Голландией, Италией, Австрией и Священной Римской Империей одновременно. "Угу, государство высшая ценность. А какое именно из моих государств, простите?". Сейчас вместо Габсбургов вырастают ТНК, догосударственная эпоха (точнее, постгосударственная) возвращается, и в новом дивном мире брошюры индустриальной эпохи выглядят ужасно очаровательным ретро.
Также обратите внимание на пассажи про загнивающий демократическо-капиталистический мир - все это писалось в эпоху Великой Депрессии с одной стороны, и мощного экономического роста в тоталитарных странах с другой стороны. И казалось логичным - ну да, в США обвал, а в Италии Дуче ведет народ твердой рукой от победы к победе, конечно же, будущее за фашизмом! Как оказалось - нет. Это вообще главная беда всех недоевропейских народов, народов с примесью азиатчины - они думают, что есть какая-то альтернатива капитализму и демократии, что можно обмануть фундаментальные законы социума и экономики, и построить что-то еще. В итоге раз за разом получается одна и та же картина: мощный старт за счет собирания всех ресурсов в один кулак, победные реляции про "Недолго демократам-капиталистам осталось!", фейл, снова фейл, и либо быстрое крушение, либо медленное загнивание. После чего демократы-капиталисты искренне жалеют сломавшего себе шею очередного идиота, и едут в светлое будущее дальше, пока очередные фашисты, коммунисты и кто там еще с понурыми головами идут осваивать ценности свободного рынка и свободного общества. В этом смысле нам очень импонирует Российская Империя: это единственная за последние 100 лет государственность в России, в которой белые русские люди строили капитализм и демократию, без попыток реализации какого-нибудь очередного самобеглого туземного учения. Характерно также, что подвергнувшийся азиатизации русский народ ценит в РИ что угодно (державность, православность, мощь), кроме самого главного - именно что демократического капитализма, "пространства договора вооруженных белых мужчин" (напомню, что оружие в РИ продавалось свободно, как в США).
Наконец, акцент на труд в XXI веке также очень смешон - по сути, уже сейчас "сфера услуг" представляет собой форму скрытого субсидирования бесполезного населения, для массового индустриального производства более не нужного, а на творческую работу головой неспособного. Любые "трудовые" идеологии, будь то хоть фашизм, хоть коммунизм, не имеют ценности в постиндустриальном обществе за счет упразднения труда в привычном его понимании. Оценивать же интеллектуальную работу привычными критериями вложенного труда бессмысленно - зачастую одна идея, набросанная на салфетке за 5 минут, стоит больше,чем многолетние изыскания целых институтов (пример: Фейсбук). Более того, именно в случае интеллектуального труда непонятно, что есть "средства производства", от которых пытается отчуждать пресловутый "труд" тот самый "капитал". И для марксистов, и для выросшего из марксизма фашизма и нацизма это сейчас очень большая проблема встроить Цукерберга в дихотомию эксплуатируемых и эксплуататоров. Через 10-15 лет же, когда массовая роботизация дойдет до предела и классический неинтеллектуальный труд станет приколом, поклонники индустриальных идеологий XX века вообще сойдут с ума. Пожелаем им удачи.
Итого: мы с вами прочитали очаровательную ретро-брошюру "русских фашистов" (с которыми все эти годы боролась либеральная общественность), и выяснили, почему она проходит исключительно по музейному разделу, где-то рядом с коммунизмом. Само собой, что у нас в России есть и фашисты, и нацисты, и коммунисты, и хоббиты, и эльфы, и гоблины, и отдельные вот граждане вообще в японских школьниц переодеваются - но пресса почему-то борется только с клубами реконструкторов индустриального общества XX века.
Тэги: Jan2013 Общество Полезные сведенья
Комментировать:
Архив:
Jul2024 Jun2024 May2024 Apr2024 Mar2024 Feb2024 Jan2024 Dec2023 Nov2023 Oct2023 Sep2023 Aug2023 Jul2023 Jun2023 May2023 Apr2023 Mar2023 Feb2023 Jan2023 Dec2022 Nov2022 Oct2022 Sep2022 Aug2022 Jul2022 Jun2022 May2022 Apr2022 Mar2022 Feb2022 Jan2022 Dec2021 Nov2021 Oct2021 Sep2021 Aug2021 Jul2021 Jun2021 May2021 Apr2021 Mar2021 Feb2021 Jan2021 Dec2020 Nov2020 Oct2020 Sep2020 Aug2020 Jul2020 Jun2020 May2020 Apr2020 Mar2020 Feb2020 Jan2020 Dec2019 Nov2019 Oct2019 Sep2019 Aug2019 Jul2019 Jun2019 May2019 Apr2019 Mar2019 Feb2019 Jan2019 Dec2018 Nov2018 Oct2018 Sep2018 Aug2018 Jul2018 Jun2018 May2018 Apr2018 Mar2018 Feb2018 Jan2018 Dec2017 Nov2017 Oct2017 Sep2017 Aug2017 Jul2017 Jun2017 May2017 Apr2017 Mar2017 Feb2017 Jan2017 Dec2016 Nov2016 Oct2016 Sep2016 Aug2016 Jul2016 Jun2016 May2016 Apr2016 Mar2016 Feb2016 Jan2016 Dec2015 Nov2015 Oct2015 Sep2015 Aug2015 Jul2015 Jun2015 May2015 Apr2015 Mar2015 Feb2015 Jan2015 Dec2014 Nov2014 Oct2014 Sep2014 Aug2014 Jul2014 Jun2014 May2014 Apr2014 Mar2014 Feb2014 Jan2014 Dec2013 Nov2013 Oct2013 Sep2013 Aug2013 Jul2013 Jun2013 May2013 Apr2013 Mar2013 Feb2013 Jan2013 Dec2012 Nov2012 Oct2012 Sep2012 Aug2012 Jul2012 Jun2012 May2012 Apr2012 Mar2012 Feb2012 Jan2012 Dec2011 Nov2011 Oct2011 Sep2011 Aug2011 Jul2011 Jun2011 May2011 Apr2011 Mar2011 Feb2011 Jan2011 Dec2010 Nov2010 Oct2010 Sep2010 Aug2010 Jul2010 Jun2010 May2010 Apr2010 Mar2010 Feb2010 Jan2010 Dec2009 Nov2009 Oct2009 Sep2009 Aug2009 Jul2009 Jun2009 May2009 Apr2009 Mar2009 Feb2009 Jan2009 Dec2008 Nov2008 Oct2008 Sep2008 Aug2008 Jul2008 Jun2008 May2008 Apr2008 Mar2008 Feb2008 Jan2008 Dec2007 Nov2007 Oct2007 Sep2007 Aug2007 Jul2007 Jun2007 May2007 Apr2007 Mar2007 Feb2007 Jan2007 Dec2006 Nov2006 Oct2006 Sep2006 Aug2006 Jul2006 Jun2006 May2006 |
|
| |