February 17, 2007
НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ.
В переводе с греческого этос означает “нрав”, “обычай”. Этология – наука о нравах и обычаях животных, в том числе человека. Её не нужно путать с экологией – наукой об образе жизни и связях живых существ со средой. Науки эти разные, но тесно связанные.
Наше поведение почти также, как и наш облик, несёт в себе много черт, унаследованных как от близких предков, так и от более далёких. Это роднит нас со всем, что живёт на Земле.
От вороны до коллекционера
Человек начал свой путь на Земле, имея единственную экологическую нишу – нишу собирателя. И сейчас ещё в дебрях Амазонки, в пустынях Австралии и Южной Африки, на островах Океании существуют племена собирателей.
Многим видам животных, например травоядным, пища даётся даром, она вокруг. Первобытный человек не был наделён ни быстрым бегом, ни острыми когтями, ни мощными зубами, ни желудком, способным переваривать траву, листья и ветки. Небольшие стада – два-три десятка – предков человека бродили по тропической саванне, вблизи водоёмов и рек. Дохлая рыба, объедки со стола хищников, моллюски, почки, побеги деревьев, ягоды, орехи, черви, насекомые, пресмыкающиеся, изредка – попавшиеся зверьки, птицы, яйца – вот меню собирателя. Немногое из этого странного набора используется в современной кухне. Но наша склонность лакомиться продуктами “с душком” (например, сырами рокфор и камамбер) – с тех времён.
Инстинкт собирателя, содержащий в себе стремление искать, различать, классифицировать, учиться, награждающий нас за правильное применение программы радостью удовлетворения, – этот инстинкт проявляется не только в атавизмах – сборе даров природы. Он в азарте коллекционера марок и этикеток, он в страсти ботаника собирать и классифицировать коллекции растений, он и в неутомимой жажде геолога к пополнению коллекций минералов.
Знакомьтесь: инстинкт
Слово это употребляется в быту как символ всего низменного, всего дурного в человеке. Инстинкты рекомендуется скрывать и подавлять. Инстинкту противопоставляется мораль и разум. Но в биологии и у этологов, слово “инстинкт” имеет иное значение. Им обозначают врождённые программы поведения. Животное (в том числе и человек) рождается с очень большим набором очень сложных и тонких программ, которые передаются с генами из поколения в поколение. Эти программы создаёт естественный отбор, без конца по-разному комбинируя малые, простые блоки в новые системы. Неудачные программы выбраковываются с гибелью особи, удачные – размножаются. Инстинкты вырабатываются медленно, зачастую не быстрее, чем морфологические приспособления – число пальцев, форма клюва, строение зубов.
ТАКОЕ ДОЛГОЕ, НИКЕМ НЕ ПОНЯТОЕ ДЕТСТВО.
Приятно ли произойти от обезьяны ?
У клетки обезьян хохочет толпа людей. Что же такое делают обезьяны ? Нет, они не смешат нас – они живут обычной жизнью, не обращая внимания на людей, к которым давно утратили интерес за годы жизни в зоопарке. Что заставляет людей смеяться ? Мы видим знакомые, “наши” движения и мимику в карикатурном исполнении. И это не случайно. Многие животные близких видов карикатурны, противны друг другу. Отбор часто специально усиливает различия в поведении у похожих видов, меняет местами отдельные позы ритуалов. И тем самым не допускает образования смешанных пар. Этологическая изоляция видов.
Врождённое поведение
Много ли инстинктивных действий мы можем наблюдать у ребёнка ? Обычный ответ: немного, может быть, три, пять... Оказывается, их сотни. Ребёнок родился и сосёт молоко – это сложный инстинктивный акт; редко у кого из детей он бывает нарушен. Малыш сосёт и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы. Дайте ему в руки тёплый пушистый предмет – и он прижмёт его к себе и замрёт. Дайте ему в руки по одному своему пальцу – ребёнок крепко их стиснет. А теперь смело поднимайте это беспомощное существо – оно удержится. Это древний инстинкт приматов – найти мать и уцепиться за её шерсть. Мать стала другим видом – человеком и уже десятки тысяч лет лишена шерсти, а инстинкт жив.
Вот ребёнок научился поворачиваться на бок. На какой ? – На тот, что ближе к стене или более тёмному предмету. Проверьте, переложив младенца головой в то место, где были ноги. Он снова повернётся к стене. Это тоже инстинкт. Угадайте: для чего ?
Знает ли малыш, как выглядит мать ? – Он знает, как она будет выглядеть, ещё не родившись. Проведите такой опыт: с самого рождения кормите ребёнка, попеременно надевая себе на лицо две маски: одну – плоский белый квадрат, а другую – белый овал с большой чёрной буквой Т в середине. Регистрируйте реакции – и вы обнаружите, что младенец предпочитает овал с Т-образным пятном – это врождённый образ лица матери.
А вот более забавные примеры. У хвостатых приматов детёныш, обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за её хвост. Макаки, воспитанные на макетах матерей с длинными хвостами, вырастали более смелыми и общительными, чем воспитанные на макетах с короткими хвостами или без хвостов, потому что имели больше возможностей обследовать мир. Миллионы лет у всех гоминид нет хвоста, а инстинкт цепляться за хвост сохранился. Ребёнок, если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери. Совет: если вы, мать, выходите на прогулку с ребёнком в узких джинсах, совсем нелишне было бы привязать на пояс искусственный хвост.
Выше уже говорилось, что ребёнок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет – игрушка, одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с матерью остаётся на всю жизнь. В любом возрасте человек иногда в отчаянии кричит: “Мама !” И хватается руками за шерсть, которая всегда под руками, – за собственные волосы. Точно так же поступают несчастные обезьянки, у которых на глазах экспериментаторы хватают и утаскивают мать. Но они хватаются за собственную шерсть в любом месте своего тела, так как она есть везде.
Лгунишки и дипломаты
Среди животных широко распространено замещающее поведение. Рассмотрим такую ситуацию: два петуха конфликтуют; драки не миновать.
Один напирает, а другой боится драться, но и отступать не хочет. И в самый драматичный момент он вдруг начинает клевать мнимые зёрна. Забияка растерян: поведение второго петуха совсем не агрессивно, драться не с кем.
Попробуйте давать ребёнку задачи возрастающей трудности или заставьте делать его что-нибудь скучное. И вдруг – экая бестия ! – он неожиданно переключит ваше внимание на другое. Что-нибудь спросит, увидит что-то за окном, уронит что-то на пол, а то и скажет, что звонят в дверь. Иногда он кажется не по возрасту хитрым, находчивым. На самом деле сработала, спасая его из сложной ситуации, программа замещающего поведения.
У собак замещающее поведение очень похоже на детское. Когда ваш четвероногий друг, перед тем как лечь, скребёт лапой паркет (это сработала начальная часть врожденной программы – образование центральной ямки в траве и земле), а затем, изогнувшись дугой, крутится на месте (это следующая часть программы – примятие травы в форме лунки), то всё ясно: ваша собака полностью перешла на инстинктивное поведение. Ведь она прекрасно видит, что никакой травы вокруг нет, а в том, что паркет бесполезно рыть лапой, убеждалась сотни раз.
Когда дипломаты двух стран, получив инструкцию затягивать переговоры, годами на полном серьёзе обсуждают вопрос о протоколе и повестке дня, возможности программы замещающего поведения проявляются в полном блеске.
Игры
Молодые животные очень много играют – между собой, с родителями, с детёнышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут угрюмыми одиночками, – медведи, дикие кошки, например, – в детстве очень общительны и игривы. Игры – не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физического, так и психического. Лишённые игр детёныши вырастают агрессивными, трусливыми.
Игры являются тренировкой, проверкой выполнения врождённых программ поведения – как подходить к своим, как действовать с половым партнёром, детёнышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать.
В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнёром, бороться, – словом, узнать, что такое другая особь, чего от неё можно ожидать и как себя вести. Большинство игр – вариации на три главные темы: “хищник – жертва” (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), “брачные партнёры” (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнёзд), “родители – дети” (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.). Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой – жертву, а потом – наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей действительно предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять партнёр, объект охоты или враг.
Очень интересно, что в детстве воспроизводятся и такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков. К примеру, взрослая кошка охотится двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. Она прижимает добычу двумя лапами к земле. А котята, играя, демонстрируют ещё несколько способов: догоняя, ударяют в конце лапой по спине жертвы (как львы); догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды); прыгая сверху, вцепляются зубами в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его снизу и подбрасывают вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка-рыболов. Что это, запасные программы или программы предков ?
У многих приматов есть врождённые программы строить себе убежища (обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места – дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. И неверно думать, что они подражают взрослым, строящим дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять очень уютные домишки, большие кубики, из которых можно построить дом, но, если где-нибудь в углу площадки растёт дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, нежели подготовленные взрослыми сооружения.
Страхи во сне и наяву
Дети очень любят качели. И в этой страсти они нашли бы общий язык с детёнышами обезьян или медведей, но ни щенку, ни жеребёнку качели не доставляют удовлетворения. Потому что у них нет врождённых программ брахиации (перепрыгивания с ветки на ветку, раскачавшись на руках), а у нас эти программы наших предков сохранились. И один из загадочных мотивов снов почти у всех людей – полёт во сне. Полёт брахиатора. И отсюда же ночные кошмары, воспроизводящие ощущение при падении в бездну, – столь частый для брахиатора страх промахнуться и разбиться. Если вы не склонны согласиться, то объясните: почему людям не снится другая опасность – утонуть ? Потому, что для наших предков при их образе жизни она не была актуальна. Мы вместе с обезьянами, в отличие от большинства животных, не имеем даже врождённой программы, позволяющей плавать, не обучаясь. И все мы знаем, что темноты мы тоже боимся инстинктивно (как все дневные животные), а не в силу каких-то реальных опасностей, которых она для нас уже давно не таит ни в лесу, ни в пустом доме. Все животные наделены инстинктом самосохранения, страхом смерти – программами, обеспечивающими узнавание главных, стандартных опасностей с первого предъявления. Для гусёнка или индюшонка это летящий тёмный крест с укороченной передней перекладиной (образ хищной птицы). У очень многих птиц и зверей врождённый образ хищника – совы, кошачьих – это овал с острыми ушами, круглыми, нацеленными на вас глазами (и оскаленными зубами).
Самый страшный хищник для наземных приматов и наших предков – леопард. Его окраска – жёлтая с чёрными пятнами – самая яркая для нас, наиболее приковывающая наше внимание (это используют в рекламе, в дорожных знаках). Вы едете ночью на машине, и в свете фар на обочине дороги вспыхнули два огонька – глаза всего лишь кошки, и вы вздрагиваете. Как же вздрогнете вы, в упор наткнувшись ночью в лесу на два жёлтых горящих кружка с чёрными зрачками ! Или, увидев днём в листве маску – морду леопарда, учиться узнавать которую нам не нужно, дети пугаются её сразу. Усиливая эти “хищные признаки” в облике животных, художники – иллюстраторы и мультипликаторы создают потрясающие по воздействию образы кровожадных хищников. Зачем ? Чтобы дети пугались. Зачем же их пугать ? Да потому, что это им нужно, они этого сами хотят – страшных волков, тигров-людоедов, чудовищ, страшных мест в сказках. Если их не даём мы, они придумывают их сами, т.е. по сути сами устраивают для себя игровое обучение узнавать хищников и проверять свои врождённые реакции на них. Эти хищники уже в Красной книге, давно они не едят людей, давно самая большая опасность для детворы – автомашины, но наши врождённые программы о зверях, а не об автомашинах.
Для животных их хищник – это тот, кто в конце концов окончит их дни. Но пусть лучше он подождёт. Он страшен – это понятно. Но отвратителен ли он ? Нет ! Оказывается, он завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть программа: “Увидев хищника издалека, с безопасного расстояния, или сидя в безопасном месте – не будь равнодушен, внимательно наблюдай его, все его движения, все его повадки; готовься к той встрече с ним, которая может стать последней, если ты недостаточно изучил врага”. Эта программа есть у очень многих животных. И для нас наши бывшие пожиратели – крупные кошачьи – одни из самых ловких, грациозных, привлекательных для наблюдения животных.
Один из способов перехитрить смерть – это заключить с ней союз. Вы знаете, что многие виды заключают между собой союзы, что можно, вступив в особые отношения с хищником, не только не быть съеденным, но и получить защиту.
“Механика” тут простая, она воспроизводится в мультфильмах. Маленький зверёк (в мультфильмах это мышь или заяц), улепётывая от хищника средних размеров (скажем, кота), бежит к крупному зверю (медведю, собаке) и пробегает рядом с ним.
Что видит крупный зверь в первую очередь ? Пробежавшая рядом мышь его не волнует, а вот кот, мчащийся прямо на него, – это неслыханная наглость. И он угрожает коту или даже атакует его. Переключённый на наглеца крупный зверь не обращает на мышь внимания, она может за него спрятаться.
Малыши недаром любят эти мультфильмы: они соответствуют их врождённой программе. У взрослых та же мечта о союзе с сильным и страшным хищником порождает попытку внушить себе и другим, что такой союз заключён. И это удаётся ! Все первобытные религии искали и находили животных-покровителей.
Обучение
Долгое детство нужно человеческому ребёнку затем, чтобы растянуть период самого эффективного обучения – период импринтингов, которые возможны, лишь пока продолжается формирование новых структур в мозгу. Одна лишь программа импринтинга речи занимает несколько лет, начинаясь ещё во внешне бессознательном возрасте.
Учиться всегда, всему и у всех бесполезно. Нужно знать, когда, чему и у кого учиться. Это знание и содержит программа импринтинга. Животные обучаются сами, обучаются в играх со сверстниками, обучаются у родителей и обучаются у взрослых. Программа такова, что чем старше выглядит взрослая особь, тем эффективнее обучение. Молодые павианы особенно охотно учатся у старых самцов с большой седой гривой. Самцов остригли (омолодили) – и павианыши хуже усваивали то, что им показывали. Учителям приклеили огромные парики – и успеваемость молодых стала выше прежней.
Этот принцип – учиться у стариков (а стариками в те далёкие времена считались мужчины старше 25 лет) был незыблем в человеческом обществе многие тысячи лет. Он поколебался лишь совсем недавно, в период бурного роста как средней продолжительности жизни, так и новых знаний. В этой кратковременной ситуации люди среднего поколения стали обладать более свежими знаниями, чем люди очень старые. Но тяга детей без конца расспрашивать дедушку (и соответственно его тяга рассказывать и показывать внуку) очевидна. Прожившие жизнь люди утверждают, что самыми прочными, сохранившимися на всю жизнь знаниями они обязаны старым школьным учителям.
ЧТО ПОВЕДАЛИ ЖИВОТНЫЕ О ПРИРОДЕ ВЛАСТИ.
Агрессивность
В этологии термин “агрессивность” означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак – ни негативно, не позитивно.
В животном мире агрессивность к себе подобным в первую очередь служит для замены физических стычек, наносящих телесные повреждения, стычками психологическими. Два животных при конкуренции за территорию, пространство, пищу, самку и т.п. не вступают сразу в драку, а начинают один другому угрожать, принимая позы угрозы. Прежде всего это позы, преувеличивающие размеры животного, – оно стоит вытянутых ногах, часто высоко подымает голову, распушает шерсть, надувается, старается занять более высокую позицию – вскочить на бугор, камень пень, ветку. Если противник не пугается ему демонстрируют оружие – зубы, когти, рога, шипы, часто при этом наглядно показывая их действие: щелкают зубами и клювом, роют копытом, когтями или клювом землю, рвут траву, ломают палки, смотрят в глаза противнику выкаченными глазами, как бы оценивая расстояние для решающего прыжка или удара. И конечно, рычат, шипят, ревут, воют.
Угрожающее животное само боится обострения ситуации, но прекратить стычку не может: это значит признать себя побеждённым и сдаться. Если противники равноагрессивны, они будут долго держать друг друга в крайнем напряжении. Пока наконец чья-то психика не выдержит первой. Но теперь выход один – чтобы снять агрессивность победителя, побеждённому следует принять позу подчинения и покорности. В ней всё противоположно агрессии. Размеры свои нужно унизить – сжаться, поджать ноги, упасть на колени, на брюхо или на спину, голову опустить, когти и зубы спрятать, в глаза не смотреть, вместо устрашающих звуков издавать писк, визг, причитания. И предлагать победителю самые уязвимые места для удара.
При виде позы подчинения победитель постепенно умиротворяется и может заменить действительное избиение ритуальным – потрепать за волосы, похлопать лапой, толкнуть, ущипнуть, обгадить.
Великий положительный смысл этих отвратительных сцен в том, что кровопролитная стычка между собратьями заменена психологической дуэлью. Но побеждает в ней не более сильный физически, не более умный, а более агрессивный – тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать и устойчив к чужим угрозам.
Иерархия
Неравноценность особей по агрессивности приводит к образованию между ними отношений соподчинения, так называемой иерархии. Доминантная (самая агрессивная) особь подавляет других. Она отстаивает и усиливает свое высшее положение, навязывая стычки остальным и терроризируя их, угнетая их психику. Агрессивность этих остальных, подавленная по отношению к доминанту, требует разрядки, и особи-субдоминанты обеспечивают её, находя более слабых и подчиняя себе их. Часто, будучи унижены доминантом, субдоминанты тут же бегут к своим подчинённым особям и переносят на них свой гнев. Эти несчастные, в сущности, тоже не лучше: они находят более слабых и подчиняют их себе.
Так образуется чёткая, обычно пирамидальная, структура организации группы животных. Жестокая, но очень эффективная организация, в которой каждый знает свое место, каждый подчиняется и подчиняет. В конечном счёте она позволяет избегать постоянных конфликтов, борьбы всех со всеми за первенство, а зачастую служит основой для совместных действий.
Приматы (в том числе, конечно же, и люди) тоже ведут борьбу за иерархический ранг. Причём особи женского пола, как правило не конкурируют с самцами, а между собой образуют слабовыраженные и неустойчивые соподчинения из немногих особей.
Самки приматов образуют между собой всё более высокие по рангу группировки, определяемые одинаковым состоянием: молодые, ещё не размножающиеся самки; самки в период привлечения самцов; самки, имеющие самцов; беременные самки; самки с детёнышами. На время связи с самцом ранг самки в первую очередь определяется местом её самца в мужской иерархией.
От инстинктивных запретов – к морали
Этологи открыли у животных, как высших, так и низших, большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в общении с сородичами.
“Не убей своего” – первый запрет у очень многих видов. Для одних свои – это любые особи того же вида, для других – только члены своей группы, лично знакомые или носящие общий отличительный признак группы. У последних тогда обязательно есть программа “различай всех на своих, к которым запреты применяй абсолютно, и чужих, к которым применение их не строго обязательно”. Человек – среди этих видов. Раньше всё было просто: свои – это наше стадо, а все остальные – чужие. Мир человека стал неизмеримо сложнее, а мы всё ищем своих и чужих: земляки – не земляки, одноклассники – не одноклассники, соотечественники – иностранцы, единоверцы – неверные – и так без конца.
У хорошо вооружённых природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный приём в драке со своим. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом, клыками разорвав горло или брюхо. Но в драке с другим волком он этих приёмов применять не имеет права. Он бьёт сородича-противника открытыми зубами по губам, разбивая их в кровь. Очень больно, достаточно, чтобы выиграть психологически и “по очкам”, но не смертельно. Лев, наскочив на быка сбоку, одним ударом лапы ломает позвоночник, а кривыми ножами-когтями делает огромную рану на боку. Но два дерущихся льва не смеют применять этот “коронный удар”. Они бьют друг друга когтями по ушам. Тоже очень больно, но тоже не смертельно.
Люди вооружены от природы слабо, два человека, дерущиеся голыми руками, не смертельно опасны друг другу. В стычке один из них устанет и отступит раньше, чем противник его убьёт. Поэтому у человека, как и у многих других слабовооружённых животных, почти нет врождённых ограничений для действия в драке. Они были не нужны. Но человек изобрёл оружие и оказался редчайшим существом на Земле: он убивает себе подобных. Мы пытаемся компенсировать отсутствие врождённого запрета воспитанием: в драке не хватай в руки что попадя, особенно орудие; защищаясь, не превышай меры; стыдно вооружённому конфликтовать с безоружным... А оружие всё совершенствуется и накапливается, а люди убивают друг друга всё в большем и большем количестве... Плохо, оказывается, разуму, когда он не обуздан инстинктом. Будь он у нас сильным, мы бы решали мировые конфликты турнирами.
Как проигравшему остановить распалённого в драке победителя ? Отбор нашёл блестящее решение: пусть слабый предложит сильному нарушить запрет. И запрет остановит его. Проигравшие волк, лев вдруг прыжком отскакивают от противника и встают к нему боком, в положение, самое удобное для нанесения смертельного удара. Но именно этот-то удар противник и не может нанести !
Он низко пал
Когда речь шла об агрессивности, было отмечено, что противники в стычке стремятся преувеличить свои размеры. Это достигается различными способами; действие соответствующих программ вы не раз могли чувствовать.
Один из приёмов реализуется за счёт поднимающегося гребня над головой. Этот приём есть у всех – от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют, надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчанные гребнями, шишками, в сущности в бою неудобные. И сейчас офицеры прибегают к любым ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает автоматом. Ведь разум прекрасно знает, где у военного в фуражке макушка, а всё равно человек кажется выше и значительнее, чем есть на самом деле.
Ещё один приём преувеличения размеров заключается в том, чтобы занять более высокую точку в пространстве. Программа так глупа, что достаточно заставить соперника смотреть на тебя снизу вверх, как она решает, что он меньше тебя. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения – обязательный атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве места для своей персоны углубление.
Заметьте также, что во всех языках слова о доминировании – те же, которые мы используем для сравнения размеров. “Великий”, “высокий”, “превосходный”, “верховный”, “вознесшийся” и т.п. Слова же, связанные с потерей иерархического ранга, тоже из пространственного положения: “мелкий”, “низкий”, “ничтожный”, “униженный”, “павший”, “повергнутый”, “подонок”.
http://ilya.super.nov.ru/VariousPages/etologia.htm
Тэги: Feb2007 Кухонная философия Общество Полезные сведенья
Комментировать:
Архив:
Jul2024 Jun2024 May2024 Apr2024 Mar2024 Feb2024 Jan2024 Dec2023 Nov2023 Oct2023 Sep2023 Aug2023 Jul2023 Jun2023 May2023 Apr2023 Mar2023 Feb2023 Jan2023 Dec2022 Nov2022 Oct2022 Sep2022 Aug2022 Jul2022 Jun2022 May2022 Apr2022 Mar2022 Feb2022 Jan2022 Dec2021 Nov2021 Oct2021 Sep2021 Aug2021 Jul2021 Jun2021 May2021 Apr2021 Mar2021 Feb2021 Jan2021 Dec2020 Nov2020 Oct2020 Sep2020 Aug2020 Jul2020 Jun2020 May2020 Apr2020 Mar2020 Feb2020 Jan2020 Dec2019 Nov2019 Oct2019 Sep2019 Aug2019 Jul2019 Jun2019 May2019 Apr2019 Mar2019 Feb2019 Jan2019 Dec2018 Nov2018 Oct2018 Sep2018 Aug2018 Jul2018 Jun2018 May2018 Apr2018 Mar2018 Feb2018 Jan2018 Dec2017 Nov2017 Oct2017 Sep2017 Aug2017 Jul2017 Jun2017 May2017 Apr2017 Mar2017 Feb2017 Jan2017 Dec2016 Nov2016 Oct2016 Sep2016 Aug2016 Jul2016 Jun2016 May2016 Apr2016 Mar2016 Feb2016 Jan2016 Dec2015 Nov2015 Oct2015 Sep2015 Aug2015 Jul2015 Jun2015 May2015 Apr2015 Mar2015 Feb2015 Jan2015 Dec2014 Nov2014 Oct2014 Sep2014 Aug2014 Jul2014 Jun2014 May2014 Apr2014 Mar2014 Feb2014 Jan2014 Dec2013 Nov2013 Oct2013 Sep2013 Aug2013 Jul2013 Jun2013 May2013 Apr2013 Mar2013 Feb2013 Jan2013 Dec2012 Nov2012 Oct2012 Sep2012 Aug2012 Jul2012 Jun2012 May2012 Apr2012 Mar2012 Feb2012 Jan2012 Dec2011 Nov2011 Oct2011 Sep2011 Aug2011 Jul2011 Jun2011 May2011 Apr2011 Mar2011 Feb2011 Jan2011 Dec2010 Nov2010 Oct2010 Sep2010 Aug2010 Jul2010 Jun2010 May2010 Apr2010 Mar2010 Feb2010 Jan2010 Dec2009 Nov2009 Oct2009 Sep2009 Aug2009 Jul2009 Jun2009 May2009 Apr2009 Mar2009 Feb2009 Jan2009 Dec2008 Nov2008 Oct2008 Sep2008 Aug2008 Jul2008 Jun2008 May2008 Apr2008 Mar2008 Feb2008 Jan2008 Dec2007 Nov2007 Oct2007 Sep2007 Aug2007 Jul2007 Jun2007 May2007 Apr2007 Mar2007 Feb2007 Jan2007 Dec2006 Nov2006 Oct2006 Sep2006 Aug2006 Jul2006 Jun2006 May2006 |
|
| |