September 3, 2015
Яков Миркин
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН
Кризис – обычное состояние человечества. Такое же, как подъем. В 181 стране с 1970 по 2011 год произошли 147 банковских, 217 валютных и 67 долговых (суверенных) кризисов, пишет Наталья Станик в работе «Кризисы на рынке ценных бумаг». В таких странах, как Россия, кризисы по статистике происходят 1–2 раза в 10–15 лет.
Банки живут меньше, чем люди. Средняя продолжительность жизни коммерческих банков в Великобритании – полвека. 47% банков живут менее 30 лет, и только примерно 15% справляют столетний юбилей. 4,5% банков проживают более 150 лет, 1,5% – более 200. Минное поле, очень короткие жизненные циклы. Примерно две трети финансовых институтов, созданных в России в 1990–2000–е годы, не отметили десятилетний юбилей. Сотни пенсионных и инвестиционных фондов, брокеров, страховщиков – все они почили в бозе за четверть века. Были тысячи – остаются сотни, а скоро их будут десятки.
Каждое поколение россиян теряет свои активы, а новое начинает жизнь с нуля. Приблизительно один раз в 20–25 лет. Это верно для XX века, а может быть, и для XXI века. Каждую семью за последние 25 лет грабили 3–4 раза (разные люди и в разных формах, не считая государства). Только 1–2% активов российской семьи способны пережить 3–4 поколения.
Бессмысленное финансовое поведение. Ловушки кризиса
Семья – финансовый актив. Точнее, портфель активов, которые приносят доходы или, наоборот, убытки. Она черпает чужие деньги, берет на себя обязательства, чтобы расти. Живет, как говорят финансисты, с рычагом или же, наоборот, отказывает себе во всем, чтобы копить на черный день.
Мы живем в одной из развивающихся экономик латиноамериканского типа. Они всегда находятся в зоне высокой турбулентности. Падения и подъемы национальной валюты, инфляции, акций, процента в кратном размере для них обычное дело. Есть набор заведомо бессмысленных финансовых действий и решений, которые в таких условиях могут утопить любую семью.
Что это за действия и решения?
1. Слишком высокий финансовый рычаг, слишком быстрое расширение имущества и расходов за счет кредитов под высокий процент при двузначной инфляции и неустойчивом курсе национальной валюты. Главная ловушка – валютные обязательства. Курс рубля может держаться годами, но потом обязательно случится девальвация. 1998, 2008, 2014, 2015 – это годы разовых, крупных девальваций. Они усеяны обломками тех семей, которые брали на себя высокий финансовый рычаг.
2. Потребление не по средствам, вырастающее в семейную финансовую пирамиду. Не стоит покрывать новыми долгами старые, не перекрывая их вложениями, приносящими доход.
3. Спекуляции, попытки заработать в высоких финансах (валютный рынок, деривативы, акции). Эти рынки – чужие для мелкой розницы. Они живут по правилам, неизвестным пешеходам. Их устанавливают крупнейшие финансовые институты. Валютные и срочные рынки глотают и выплевывают 99% тех, кто на них приходит, пытаясь играть по–мелкому. Вы берете деньги в долг, берете финансовый рычаг, чтобы выигрыш был как можно выше. 1 к 100. 1 к 200. При первом колебании курсов вы в проигрыше, первоначальный взнос слизывается. Все равно проиграете – против вас выступают профи.
4. Накопления на старость – лет за двадцать до пенсии, под процент или под будущие высокие дивиденды. Пока дойдет до старости, инфляция, кризисы, закрытия банков, перетряхивания пенсионных схем, смерть инвестфондов и страховых компаний, девальвации, дефолты – вся эта сутолока развивающегося рынка съест все сбережения и пустит по миру. Не запасешься.
5. Игра на рынке акций, когда рост уже исчерпан. Толпы розничных инвесторов в ажиотаже бросаются на акции после того, как они долго, иногда годами, растут. И только почти у пика, когда вот–вот все рухнет, наконец массовый инвестор становится уверен, что рост цен акций будет всегда и он неисчерпаем, и бросается на рынок. Вот тут–то все и лопается. За четверть века такое было неоднократно.
6. Мелкие спекуляции, паника, метания, постоянная смена стратегии. Покупать доллары, когда рубль на самом дне. Продавать доллары, когда рубль в самой силе. Делать все это на пиках или у дна, с огромными разницами в курсах покупки и продажи. Есть известный анекдот по поводу того, сколько раз нужно обменять сумму рублей на одну валюту, потом назад, потом на другую валюту, потом еще в одну и так далее, чтобы начальная сумма перестала существовать. Не так уж много. Сегодня в узких кругах постоянно звучат рассказы банкиров о том, как при скачках курса рубля сначала стоят очереди покупать валюту, потом очереди сдавать валюту, а потом опять очереди покупать валюту и т.п. Все это – проигрыш.
7. Искушение легким доходом: не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. Часто это последний крик отчаяния перед банкротством – или открытое мошенничество. Сколько полегло знакомых, отвергавших разумные финансовые предложения, чтобы съесть то, от чего нужно было бежать сразу, не втягиваясь в обсуждения.
Вооружен и опасен. Как преодолеть кризис
Семья – набор финансовых активов, приносящих (или не приносящих) доходы, и обязательств. Каждый человек в семье – это актив. Все, кто может, должны создавать доход. Особенно в кризис.
Любое лишнее имущество должно генерировать доходы. Нельзя стоять на одной ноге – лучше на шести. Активы, вложения должны быть разными. Но центр управления полетами должен быть один. Активами нужно управлять в ежедневном режиме, иначе потери будут неизбежными и немедленными.
Помогут мобильность и тяга к изменениям – к чему–нибудь новенькому. На этом стали богатеть США. Больше всего денег дают хорошие идеи. Выживать легче всего благодаря связям с людьми. Легче тем, кто дружит, тем, кто имеет подход и понимает правила. В кризис лучше быть экстравертом.
Любой кризис и люди, и страны переносят за счет роста теневой экономики. В России ее и так было много (выше 40% ВВП, по данным Всемирного банка). Будет еще больше. Это одна из семейных стратегий, ничего не поделаешь. И еще – из российских кризисов веками выползают землей, огородами и садами.
Лучшие инвестиции – это инвестиции в себя, в детей и даже, страшно сказать, в родителей. В умения и здоровье. Чем больше умений – тем больше доход, больше гибкости, больше выбора. Лучше здоровье – меньше издержек. Мы все – товары на рынке труда, разного качества, и в кризис лучше его удерживать. Будет все меньше сеток безопасности – бесплатной медицины, дарового образования, социального обеспечения и страхования.
В кризис многие учатся (пережидают, все равно ничего толкового на работе нет, чтобы обеспечить потом новый старт). Часто рожают (не выгонят с работы, гарантированные платежи). Часто уходят в государственные структуры (дремотный, но постоянный кусок хлеба). Или в крупнейшие корпорации с госучастием (оказаться под зонтиком, пересидеть). Или ищут в государстве заказчика (бездонная бочка на нужных связях).
Еще одна стратегия – выезд за границу, хотя бы временный. Если позволяют доходы, образование, связи, любовь к рискам. Историй со счастливым концом и не очень, наверное, 50/50. Растения в полном цвету пересаживаются с трудом. Во всяком случае, все это дается легче тем, кто давно живет в самолете, с семьями, разбросанными по всему миру. Сетевая, распределенная семья – это тоже способ выживания. Зарабатывать в одном месте – тратить в другом. В финансах это называется «ценовой арбитраж».
Внутри России тоже есть пространство для ценового арбитража. В Москве доходы в 2–3 раза выше, чем по стране. В Петербурге и сырьевых столицах (Ханты–Мансийск, Тюмень, Сургут и т.п.) – на 30–40% выше. Можно представить инвестора, который, располагая этими доходами, ищет недооцененные активы в регионах. Не только недвижимость и землю. Еще и инвестиции в свое здоровье, образование, удовольствия, в услуги и образ жизни, для него в столицах недостижимые. Например, медицинский туризм из Москвы на Урал. Смешно? Но он есть, и приносит деньги в регионы.
Инвестиции в собственный бизнес, если он существует: реальная финансовая независимость возникает только тогда, когда вы перестаете работать по найму. Это, конечно, не для всех. Людей – предпринимателей, тех, кто готов под ключ брать риски и ответственность на себя, очень немного – по оценке, не более 3–4%.
Вложения в валютные депозиты крупнейших банков с государственным участием (с горизонтом на 0,5–1 год). Инвестиции в портфели из 2–4 валют (кроме рубля). Вложения в недвижимость и счета за рубежом, если позволяют средства и будущий способ жизни. Здесь нужно быть честным. Всегда есть риск, что государство в тяжелый момент ограничит хождение наличной валюты внутри страны, заставит сдать ее по принудительному курсу, запретит счета и имущество за рубежом, поставит знак «Въезд запрещен!» на валютных счетах внутри страны, ограничит выемку валюты из банкоматов или из банков. Примеров масса – Украина, Греция, Кипр. Можно представить себе, как какое–то начальствующее лицо скажет: «А зачем вам валюта? Вы живете в России». Это политический риск. Просто нужно решить для себя, принимать его или нет.
Есть семьи, имеющие склонность к крупным депозитам с фиксированной ставкой в банках из первых топ–7. Часто на миллионы рублей, если они могут себе это позволить. Просто чтобы голова не болела. Чтобы покрыть ежемесячные расходы, чтобы не думать о них. Как бы даровые деньги, сами приходят. Хотя, конечно, в голове стучит, что они съедаются инфляцией. Реальный процент в России по депозитам чаще всего отрицательный. Но если так легче, если руки развязываются для новых дел, чтобы не думать о мелочи, – почему бы нет?
Земля и недвижимость тоже активы. Если, конечно, не рассчитывать на то, что когда–то вновь случится большой отъем и запрет на строительство двухэтажных домов снова станет реальностью. В 1998 году квартиры упали в цене в 2–3 раза. Те, у кого была наличность и готовность рискнуть, оказались к концу 2000–х с огромной прибылью. Квартиры покупались даже семьями со скромными доходами. Деньги наскребались отовсюду. Впереди падение валютных цен на недвижимость, и объявленные цены могут очень отличаться от цен реальных сделок. Быть ниже на 20–25%. Рынок недвижимости очень волатилен. Есть возможность поймать «дно» в этот раз. А может быть, через 5 или 15 лет. Но идти на этот рынок имеет смысл только за счет рублевых, а не валютных кредитов – при управлении процентом и желательно с полным получением налоговых льгот. С управлением риском «достройки». И конечно, надо отдать все, что можно и не жалко (а даже если и жалко), в аренду. Пусть приносит доход.
Золото. Во многих семьях было хотя бы несколько заветных червонцев. Ими спасались в болезнях, в голод, в войну. Золото ведет себя все больше как обычный металл. То дорожает, то дешевеет вслед за долларом, медью, никелем. Только в кризис все вспоминают, что на золоте есть «денежный отпечаток» и в нем можно спасаться. Ближайшие годы – время дешевого золота. Открывая «металлические счета» (номинированные в золоте), семья берет на себя риск не только цены золота, но и риск банка, риск его ликвидности. Но так или иначе, семьи ничем не хуже центральных банков, которые до сих пор часть международных резервов держат в золоте. Кусок портфеля в ликвидном золоте, не в золотом ломе, а в слитках, монетах – почему нет? Хотя, конечно, дело вкуса и еще рисков хранения.
Уникальные драгоценные камни, предметы искусства, антиквариат, коллекции всего, что можно собирать. Это волатильные, непрозрачные рынки, с ценами как на американских горках. Подойдет только тем, кто сам находится внутри профессионального сообщества, понимает оценщиков, посредников, порядок продаж. Главная проблема – доверие, ликвидность, подлинность, защита от криминала. Объект искусства может не стоить в кризис ничего в сравнении с его настоящей ценностью.
Отличная вещь для больших оптимистов – вложения в акции, ценные бумаги. Акции в 1998 году упали в 15 раз. Тот, кто закупился и принял риски, отыграл их стократ. Сегодня ценовые уровни российского рынка акций в 2–3 раза ниже максимумов. Рынок очень волатильный, инвестиционные горизонты – 2–3 месяца. Те, кто любит казино и располагает деньгами, могут сыграть в старинную российскую игру «посидеть в засаде» или в салочки на рынке акций. Но тратить на это надо только 2–5% семейного портфеля активов. И не выпускать полностью руль из рук – не идти в инвестиционные и пенсионные фонды, не отдавать финансы в доверительное управление. У этих институций пока плохая репутация. Когда–нибудь начнут работать индивидуальные инвестиционные счета с налоговыми льготами. За ними будущее, пока оно есть. Но сегодня девальвация и инфляция убивают все возможные выгоды от этого инструмента.
Расчет на будущее
Семье приходится решать те же проблемы, что и банку, – управлять рисками, доходностью и ликвидностью. Точно оценивать инвестиционные горизонты. Быть казначеями. Управлять наличностью, предпочитая ликвидные, легкосбываемые активы. Разделять риски. Если не знаете, входить ли на рынок, – лучше не входить. Но если очень хочется, то можно, но только на 30% или 50%, чтобы разделить риски. Если потеряете, то 50%, не так обидно. Если выиграете, то 50%, и все–таки выигрыш – за вами
Рассчитывать на будущее. У кризисов всегда бывает конец. В самые туманные времена надо думать об обустройстве в будущем.
Бывают обстоятельства непреодолимой силы. Таким обстоятельством может стать государство и то, что оно делает. Поэтому не надо винить себя. Есть люди, которым все это не дано – зато дано другое.
И наконец, самое главное – надо рассчитывать на мобильность, творчество, сознательное управление активами, генерацию идей и неординарность. Это и есть то, что делает людей и семьи по–настоящему состоятельными даже в самые сложные времена.
Надо понимать, что ничто не закончилось, а может быть, еще не начиналось, и видеть впереди самые высокие взлеты и самые глубокие падения – они обязательно будут на всем постсоветском пространстве. Считать, жить, получать удовольствие, планировать – вдолгую. А там уж боги сами решат, посмеяться над нашими лучшими намерениями или же протянуть руку (крыло, длань?) – и помочь.
Тэги: Sep2015 Общество Полезные сведенья
Комментировать:
Архив:
Jul2024 Jun2024 May2024 Apr2024 Mar2024 Feb2024 Jan2024 Dec2023 Nov2023 Oct2023 Sep2023 Aug2023 Jul2023 Jun2023 May2023 Apr2023 Mar2023 Feb2023 Jan2023 Dec2022 Nov2022 Oct2022 Sep2022 Aug2022 Jul2022 Jun2022 May2022 Apr2022 Mar2022 Feb2022 Jan2022 Dec2021 Nov2021 Oct2021 Sep2021 Aug2021 Jul2021 Jun2021 May2021 Apr2021 Mar2021 Feb2021 Jan2021 Dec2020 Nov2020 Oct2020 Sep2020 Aug2020 Jul2020 Jun2020 May2020 Apr2020 Mar2020 Feb2020 Jan2020 Dec2019 Nov2019 Oct2019 Sep2019 Aug2019 Jul2019 Jun2019 May2019 Apr2019 Mar2019 Feb2019 Jan2019 Dec2018 Nov2018 Oct2018 Sep2018 Aug2018 Jul2018 Jun2018 May2018 Apr2018 Mar2018 Feb2018 Jan2018 Dec2017 Nov2017 Oct2017 Sep2017 Aug2017 Jul2017 Jun2017 May2017 Apr2017 Mar2017 Feb2017 Jan2017 Dec2016 Nov2016 Oct2016 Sep2016 Aug2016 Jul2016 Jun2016 May2016 Apr2016 Mar2016 Feb2016 Jan2016 Dec2015 Nov2015 Oct2015 Sep2015 Aug2015 Jul2015 Jun2015 May2015 Apr2015 Mar2015 Feb2015 Jan2015 Dec2014 Nov2014 Oct2014 Sep2014 Aug2014 Jul2014 Jun2014 May2014 Apr2014 Mar2014 Feb2014 Jan2014 Dec2013 Nov2013 Oct2013 Sep2013 Aug2013 Jul2013 Jun2013 May2013 Apr2013 Mar2013 Feb2013 Jan2013 Dec2012 Nov2012 Oct2012 Sep2012 Aug2012 Jul2012 Jun2012 May2012 Apr2012 Mar2012 Feb2012 Jan2012 Dec2011 Nov2011 Oct2011 Sep2011 Aug2011 Jul2011 Jun2011 May2011 Apr2011 Mar2011 Feb2011 Jan2011 Dec2010 Nov2010 Oct2010 Sep2010 Aug2010 Jul2010 Jun2010 May2010 Apr2010 Mar2010 Feb2010 Jan2010 Dec2009 Nov2009 Oct2009 Sep2009 Aug2009 Jul2009 Jun2009 May2009 Apr2009 Mar2009 Feb2009 Jan2009 Dec2008 Nov2008 Oct2008 Sep2008 Aug2008 Jul2008 Jun2008 May2008 Apr2008 Mar2008 Feb2008 Jan2008 Dec2007 Nov2007 Oct2007 Sep2007 Aug2007 Jul2007 Jun2007 May2007 Apr2007 Mar2007 Feb2007 Jan2007 Dec2006 Nov2006 Oct2006 Sep2006 Aug2006 Jul2006 Jun2006 May2006 |
|
| |