January 3, 2016
Эгалитаризм (стремление к равенству) тесно связан с чувством справедливости и составляет одну из важных морально-психологических основ человеческих обществ. Впрочем, не только человеческих. Эксперименты показывают, что некоторое представление о справедливости есть и у других социальных млекопитающих, таких как собаки и обезьяны. Об этих опытах рассказывает известный специалист по поведению приматов Франс де Валь в своей книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» (стр. 328–332). В одном из самых знаменитых экспериментов обезьянам капуцинам за выполнение простого задания давали награду — кусочек огурца. Это их вполне устраивало и всё было отлично до тех пор, пока обезьяна не замечала, что ее соседке за ту же работу дают виноград (который ценится обезьянами намного выше). От такой несправедливости животные приходили в сильное возбуждение, отказывались работать, швырялись огурцом в экспериментатора, трясли клетку, словом, устраивали настоящий скандал. Важный нюанс состоит в том, что отказ от огурца, который в нормальной обстановке воспринимается как вполне достойная еда, — это «дорогостоящее» поведение. Обезьяна жертвует уже заработанным угощением в попытке добиться справедливости (см.: S. Brosnan & F. de Waal, 2003. Monkeys reject unequal pay).
Впрочем, неприятие невыгодного неравенства (что в условиях эксперимента проявляется в отказе от награды в том случае, когда другому достается что-то более ценное) — это лишь начальный, «низший» уровень справедливости. Де Валь называет его «справедливостью первого порядка». Неприятие невыгодного неравенства, даже сопряженное с материальными затратами, в конечном счете является адаптивным (полезным) для таких высокосоциальных животных, как обезьяны или псовые. Оно помогает особям поддерживать свой социальный статус и не позволять себя эксплуатировать.
«Справедливость второго порядка», то есть неприятие выгодного неравенства (отказ от награды в случае, когда другому достается меньше), — гораздо более редкое явление. Его не удалось обнаружить ни у псовых, ни у низших обезьян. Даже у наших ближайших родственников, человекообразных обезьян, его наличие под вопросом. Франс де Валь рассказывает в своей книге об одном из немногочисленных случаев, когда нечто подобное было замечено в поведении Панбаниши (Panbanisha), самки бонобо, обученной языку йеркиш (и уже поэтому не являющейся «просто обезьяной»):
«В лаборатории во время испытаний Панбаниша получала вдоволь молока и изюма, но чувствовала на себе завистливые взгляды подруг и родных. Через некоторое время она отказалась от всякого вознаграждения. Глядя на экспериментатора, она упорно показывала на остальных, пока тем тоже не дали вкусненького, и только после этого вновь начала есть. Человекообразные обезьяны умеют думать о будущем, и если бы Панбаниша на виду у всех наелась бы до отвала, то позже, по возвращении к остальным, у нее могли возникнуть неприятности».
В одном исследовании было показано, что шимпанзе чаще отказываются от заработанного винограда, когда видят, что другим шимпанзе достается менее ценная морковка (S. Brosnan et al., 2010. Mechanisms underlying responses to inequitable outcomes in chimpanzees, Pan troglodytes). Но всё же факт остается фактом: справедливость первого порядка широко распространена у приматов и других социальных млекопитающих, тогда как справедливость второго порядка — большая редкость в животном мире, причем главным стимулом для такого поведения, по-видимому, является боязнь навлечь на себя зависть и гнев соплеменников.
«Элементы» не раз рассказывали об исследованиях нейробиологов и эволюционных психологов, проливающих свет на природу человеческого чувства справедливости (см. ссылки в конце новости). Одна из важных задач таких исследований — понять, как формируются представления о справедливости в ходе развития детей. У взрослых людей эти представления сильно варьируют в разных обществах, поэтому для того, чтобы отличить случайное от закономерного, важно выяснить, как развивается признак в онтогенезе. До сих пор, однако, почти все эксперименты такого рода проводились на детях из богатых западных стран. Это не позволяет отделить общечеловеческие закономерности, которые могут иметь биологическую основу (эволюционно обусловленные наследственные предрасположенности к выработке определенных эмоциональных реакций и поведенческих ответов на несправедливость), от тех, что обусловлены особенностями данного социума и, таким образом, имеют отношение скорее к культурной, чем к биологической эволюции.
Жители богатых западных стран часто оказываются исключениями (статистическими выбросами) в кросс-культурных психологических исследованиях. Не случайно социологи полушутя обозначают эти страны аббревиатурой WEIRD («странные, чудные»), составленной из первых букв слов Western, educated, industrialized, rich, democratic (Западные, образованные, индустриальные, богатые, демократические).
Группа американских, канадских и сенегальских психологов и антропологов попыталась преодолеть эту ограниченность, изучив развитие справедливости первого и второго порядков у детей из семи стран: США, Канады, Мексики, Перу, Уганды, Индии и Сенегала. Только первые две страны из этого списка относятся к группе WEIRD.
Во всех семи странах использовалась одна и та же методика. Двух детей одного возраста сажали друг напротив друга за стол, на котором были установлены две платформы со сладостями. Один ребенок выступал в роли пассивного участника, а другой должен был совершить выбор: либо принять предложенный вариант раздела (и тогда каждому ребенку доставалась порция сладостей), либо отказаться от него, и тогда конфеты не доставались никому. Половине пар предлагали поочередно то «честный» вариант раздела конфет (каждому по одной), то «невыгодный нечестный» (1:4, то есть одна конфета принимающему решение, четыре — второму ребенку). У другой половины пар честные варианты чередовались с «выгодными нечестными» (4:1). Каждой паре в процессе тестирования последовательно предлагали 16 вариантов раздела (8 честных и столько же нечестных). Степень неприятия несправедливости оценивалась по тому, насколько часто отвергались нечестные варианты по сравнению с честными.
Авторы поэкспериментировали с разными видами сладостей, чтобы оценить, насколько ценность и желанность угощения влияет на результаты, и пришли к выводу, что этим влиянием можно пренебречь. По-видимому, даже закормленные дети из богатых стран в игровой ситуации всё равно испытывают азарт, прекрасно понимают, что такое выигрыш, и оказываются достаточно мотивированными. Подробное описание методики можно найти в дополнительных материалах к обсуждаемой статье.
Данная методика позволяет отделить стремление к справедливости от желания помочь другому человеку (альтруизма, доброты, щедрости). Если ребенок отвергает «выгодный нечестный» вариант раздела, то в этом нет никакой щедрости, потому что второй ребенок в результате лишается даже той единственной конфеты, которая была ему предназначена. Если же, как в ряде других исследований, ребенок делает выбор между двумя вариантами раздела (например, 4:1 или 2:2) и выбирает «честный» вариант, то он может при этом руководствоваться не только стремлением к справедливости, но и добротой.
К сожалению, авторам не удалось выровнять исследуемые выборки по доле знакомых и незнакомых пар детей, а ведь хорошо известно, что личное знакомство может влиять на склонность к кооперации и альтруизму. Впрочем, обнаруженные различия между выборками нельзя полностью объяснить различиями по уровню знакомства.
Оказалось, что справедливость первого порядка (отказ от невыгодных нечестных вариантов) начинает проявляться уже в 4–6 лет и быстро усиливается с возрастом. Единственное исключение — дети из деревни индейцев майя (Мексика), которые, похоже, не желали отказываться от конфет ни при каких обстоятельствах. Возможно, дело в том, что в этой выборке все дети, кроме одной пары, знакомы друг с другом, а социальные связи в обществе очень сильны. С другой стороны, кто знает, если бы капуцины Франса де Валя жили впроголодь, стали бы они швыряться огурцами даже во имя справедливости?
Если не учитывать мексиканскую выборку, то полученный результат согласуется с идеей о том, что справедливость первого порядка — широко распространенное явление, появляющееся рано в онтогенезе и, возможно, имеющее эволюционные корни.
Справедливость второго порядка (отказ от выгодных, хоть и нечестных, вариантов раздела конфет) обнаружилась только в трех выборках из семи (США, Канада и Уганда). Более того, даже в этих трех выборках она начинала проявляться позже и не так быстро росла с возрастом.
Выявление справедливости второго порядка у детей из США и Канады (двух стран группы WEIRD) — результат в общем-то ожидаемый. То, что дети из развитых стран склонны к такому поведению, было известно и раньше. Однако теперь выяснилось, что это далеко не всеобщее явление. В связи с этим больший вес приобретают предположения о том, что развитие справедливости второго порядка у детей из стран WEIRD связано с экономическими, социальными и культурными особенностями этих стран, где детям и в семье, и в школе энергично прививают идеалы справедливости и объясняют необходимость заботы о слабых и обездоленных, а также (что немаловажно) о собственной репутации. По мнению некоторых социологов, всё это проистекает в конечном счете из развитых рыночных отношений, которые невозможны без определенного уровня честности и справедливости в отношениях между незнакомыми людьми.
Почему в эту компанию затесалась Уганда, непонятно. Авторы отмечают, что в угандийских поселках, где проводилось исследование, есть школы с преподавателями из богатых западных стран. К тому же в этом районе работают многочисленные этнографы, антропологи и прочие представители западной цивилизации. Поэтому какие-то фрагменты культуры и морали стран WEIRD могли просочиться в этот район Уганды. Впрочем, по мнению самих авторов, такое объяснение выглядит довольно натянутым.
Но самый важный результат, конечно, состоит в том, что в четырех популяциях из семи (Мексика, Перу, Индия, Сенегал) вообще никаких достоверных проявлений справедливости второго порядка выявить не удалось. По-видимому, это означает, что у данной формы справедливости нет столь солидных биологических оснований, как у справедливости первого порядка. Она в меньшей степени опирается на врожденные свойства человеческой психики и является, в основном, продуктом культуры. Поэтому ее проявления могут сильно варьировать в зависимости от страны и эпохи.
Более подробное описание.
Тэги: Jan2016 Общество Полезные сведенья
Комментировать:
Архив:
Jul2024 Jun2024 May2024 Apr2024 Mar2024 Feb2024 Jan2024 Dec2023 Nov2023 Oct2023 Sep2023 Aug2023 Jul2023 Jun2023 May2023 Apr2023 Mar2023 Feb2023 Jan2023 Dec2022 Nov2022 Oct2022 Sep2022 Aug2022 Jul2022 Jun2022 May2022 Apr2022 Mar2022 Feb2022 Jan2022 Dec2021 Nov2021 Oct2021 Sep2021 Aug2021 Jul2021 Jun2021 May2021 Apr2021 Mar2021 Feb2021 Jan2021 Dec2020 Nov2020 Oct2020 Sep2020 Aug2020 Jul2020 Jun2020 May2020 Apr2020 Mar2020 Feb2020 Jan2020 Dec2019 Nov2019 Oct2019 Sep2019 Aug2019 Jul2019 Jun2019 May2019 Apr2019 Mar2019 Feb2019 Jan2019 Dec2018 Nov2018 Oct2018 Sep2018 Aug2018 Jul2018 Jun2018 May2018 Apr2018 Mar2018 Feb2018 Jan2018 Dec2017 Nov2017 Oct2017 Sep2017 Aug2017 Jul2017 Jun2017 May2017 Apr2017 Mar2017 Feb2017 Jan2017 Dec2016 Nov2016 Oct2016 Sep2016 Aug2016 Jul2016 Jun2016 May2016 Apr2016 Mar2016 Feb2016 Jan2016 Dec2015 Nov2015 Oct2015 Sep2015 Aug2015 Jul2015 Jun2015 May2015 Apr2015 Mar2015 Feb2015 Jan2015 Dec2014 Nov2014 Oct2014 Sep2014 Aug2014 Jul2014 Jun2014 May2014 Apr2014 Mar2014 Feb2014 Jan2014 Dec2013 Nov2013 Oct2013 Sep2013 Aug2013 Jul2013 Jun2013 May2013 Apr2013 Mar2013 Feb2013 Jan2013 Dec2012 Nov2012 Oct2012 Sep2012 Aug2012 Jul2012 Jun2012 May2012 Apr2012 Mar2012 Feb2012 Jan2012 Dec2011 Nov2011 Oct2011 Sep2011 Aug2011 Jul2011 Jun2011 May2011 Apr2011 Mar2011 Feb2011 Jan2011 Dec2010 Nov2010 Oct2010 Sep2010 Aug2010 Jul2010 Jun2010 May2010 Apr2010 Mar2010 Feb2010 Jan2010 Dec2009 Nov2009 Oct2009 Sep2009 Aug2009 Jul2009 Jun2009 May2009 Apr2009 Mar2009 Feb2009 Jan2009 Dec2008 Nov2008 Oct2008 Sep2008 Aug2008 Jul2008 Jun2008 May2008 Apr2008 Mar2008 Feb2008 Jan2008 Dec2007 Nov2007 Oct2007 Sep2007 Aug2007 Jul2007 Jun2007 May2007 Apr2007 Mar2007 Feb2007 Jan2007 Dec2006 Nov2006 Oct2006 Sep2006 Aug2006 Jul2006 Jun2006 May2006 |
|
| |