В войне перуанцы активно применяли авиацию и танки, у эквадорцев же не было ни того, ни другого. Уже 6 июля 1941 года перуанские ВВС бомбили прифронтовые эквадорские города Уакильяс, Аренильяс, Пасахе и Санта Роза. В дальнейшем они значительно расширили зону своих действий, начав бомбить тыловые города Гуаякиль, Мачала, Лоха и Пуэрто-Боливар. Эквадорская зенитная артиллерия была слабой, малочисленной и испытывала нехватку боеприпасов, поэтому почти все налеты проходили безнаказанно.
Перуанцы несли урон лишь от несчастных случаев. Так, на третий день войны погиб лейтенант Ренан Элиас, пытаясь резкими маневрами с перегрузкой освободиться от несброшенной 100-фунтовой бомбы, зависшей на неисправном бомбодержателе его истребителя-бомбардировщика "Норт Америкэн" NA-50. В результате одного из "кульбитов" бомба детонировала, разнеся самолет вдребезги.
Единственную подтвержденную обеими сторонами боевую потерю перуанская авиация понесла 23 июля. В тот день четверка NA-50 вылетела на штурмовку эквадорских позиций в районе Кебрада-Сека. Согласно перуанской официальной версии событий, лейтенант Хосе Гонсалес Киньонес был подбит эквадорской зениткой, но не воспользоваться парашютом, а направил свой пылающий самолет на вражескую зенитную батарею и ценой собственной жизни ее уничтожил.
Эквадорская версия выглядит совсем иначе: в том районе не было никаких зениток, соответственно, Киньонеса никто не сбивал, а он просто врезался в землю из-за ошибки пилотирования, расстреливая эквадорцев с бреющего полета. Разумеется, в разговорах с перуанцами эту трактовку озвучивать не стоит, если вы не хотите вызвать у собеседников приступы бурной ярости, возможно, даже переходящей в рукоприкладство.
Дело в том, что в Перу Киньонес считается культовой фигурой и одним из величайших национальным героев. В честь его подвига 23 июля было объявлено Днем ВВС, его портреты украшают денежные купюры, а самое любопытное, что уже в 2007 году, то есть, через 65 лет после гибели, Киньонеса из лейтенантов произвели в генералы.
Полностью