August 12, 2016
В ролевых играх (компьютерных и настольных) традиционно считается, что матерчатая броня - говно (в некоторых играх ее нет как класса, вместо нее фигурирует просто одежда или "рваное старье"), кожанная броня чуть лучше, броня из заклепанной кожи еще лучше, кольчуга еще лучше, а самая лучшая - полный металлический доспех. При этом вес ее считается возрастающим в том же порядке и посему всякие маги и воры носить могут только легкую защиту, более качественная им не доступна якобы из-за веса.
Просматривая всякую херню на ютубе, я внезапно узнал, что матерчатый стеганный доспех из кучи слоев (обычно приводится цифра 20+) хлопка или, что более вероятно в средние века - льна, а так же из шелка или с вкраплениями шерсти - это защита, весьма близкая по качествам к современным кевларовым бронежилетам, хотя конечно заметно слабее их. Это броня, довольно хорошо защищавшая от стрел, порезов и ударов умеренно тяжелого тупого оружия, плохо противостоявшая лишь уколам и ударам оружия, оптимизированного для прорубания. При этом она легче большинства остальных видов доспехов и почти не сковывает движения. Более того, если бойцу удавалось разжиться кольчугой, надевали ее обычно тоже не на голое тело, а поверх стеганной брони или облегченного ее варианта. Т.е. это был логичный базовый выбор для любого стесненного в средствах бойца.
Что касается кожанных доспехов - то их в том виде, как они показаны в большинстве игр и фильмов - в виде кожанных курток и жилеток, просто не существовало. Существовала "чешуйчатая" броня из кусков кожи, наложенных друг на друга слоями, причем обычно больше чем в 2 слоя. Она была куда менее распространена, чем стеганная матерчатая. По свойствам такой доспех мало отличался от стеганного матерчатого. Весьма вероятно, что использовалась она в основном там, где были проблемы с ткацкими технологиями или материалами. Ткань вообще говоря не была сильно дешевой по сравнению с кожей в те времена, особенно учитывая, сколько ее было нужно для доспеха. Существовали так же "плащи" из толстой бычьей шкуры, но использовались они видимо еще реже в виду неудобства.
Почти то же самое касается и доспехов из "клепанной кожи". Они существовали, снаружи выглядели примерно так, как их изображают в играх, и были достаточно распространены, только это никакая не "клепанная кожа". Это кожа, у которой изнутри подбиты полосы тонкого металла, как правило не встык, а тоже с небольшим наложением друг на друга. Т.е. кожа и заклепки там выполняют скрепляющую функцию, а не защитную. Это более дешевая замена металлического доспеха и "кожанной" ее никто не называл, у такой брони были собственные имена, разные в зависимости от места и народа. Надевалась это сверху на одежду или все тот же стеганный доспех. Иначе металл на теле носить весьма не комфортно. Уровень защиты где-то рядом с кольчугой. Но кольчуга удобнее.
С кольчугой все достаточно понятно и она действительно где-то между матерчатой и цельнометаллической броней со всех точек зрения. Очень распространенный в определенные исторические периоды доспех, чему так же способствовало то, что ухоженная кольчуга может служить веками, т.е. они накапливались со временем. Одевалась опять таки обычно поверх матерчатой стеганной "брони" или ее облегченного варианта, иначе любые удары по ней были бы весьма неприятны для тушки, носить ее на голое тело вдобавок не стоит по температурным соображениям. Кольчуга лучше защищала от рубящего оружия, чем матерчатый доспех. От уколов тяжелым острым оружием и ударов тяжелым тупым оружием - не лучше или несущественно лучше (есть мнение, что распространение кольчуг вызвало смену достаточно популярных до этого топоров на вархаммеры, которые до этого почти не использовались). Отдельная прелесть в том, что кольчуга стремительно и без посторонней помощи снимается и надевается в отличие от других типов металлических или металлизированных доспехов, не имеет стыков с уязвимыми прорехами в них, занимает мало места при хранении и переноске. Очень популярная штука у тех, у кого хватало средств на нее.
Цельнометаллический же доспех, очевидно, защищает лучше всего от любых видов оружия, в том числе от тяжелого ударного оружия (молот, булава, моргенштерн), от которого толком не защищает ни один другой тип доспеха, но тяжел, неудобен, сковывает движения, долго одевается и малопригоден к длительному ношению. Посему для пешего боя в большинстве случаев не практичен. Слоняться в нем в поисках приключений, как это показывают в играх, не реально. Их обычно одевали перед боем на коне или стоя в карауле где-нибудь. В силу убогости технологий он, естественно, был весьма дорог и простым солдатам не доступен.
Однако такой принципиальной разницы между матерчатой, "кожанной", кольчужной и цельнометаллической броней, как это преподносится в играх, не было. Матерчатый стеганный доспех вовсе не на порядки хуже цельнометаллического, а лишь частично и по-разному, в зависимости от типа оружия. С другой стороны - по весу между ними тоже не было такой уж большой разницы. Разумеется, кожаный чешуйчатый и стеганый матерчатый доспех весили меньше кольчуги и полной брони, но между собой по весу не особо отличались, матерчатый доспех мог быть даже тяжелее и вес и того и другого запросто доходил до 8-10 килограмм (современные имитации для фанатов весят сильно меньше, килограмма 3-4). Для сравнения, вес типичной кольчуги - 10-15 кг, не считая того, что надевалось под нее.
Пояс, одетый поверх стеганной брони или кольчуги, кроме своей функции вешалки для оружия и полезных предметов, так же выполнял роль перераспределителя веса - снимал часть нагрузки с плеч и передавал ее на пояс. Ибо они обычно были одним куском до колен (с разрезами по бокам внизу для увеличения мобильности) и изрядная часть веса была ниже пояса.
А основным оружием на поле боя, особенно у пеших воинов, были копье или алебарда или какие-то их вариации, а вовсе не меч, который был больше оружием "запасным" на случай поломки/утраты основного или выполнял роль современного "короткоствола" (постоянно носимого на всякий случай оружия и для разборок в тесных помещениях).
Не знаю, зачем я вам все это рассказал.
P.S. Со шлемами все намного проще в силу анатомических особенностей - все, что не цельнометаллическое (имеются в виду времена до изобретения композитных материалов) - говно.
Тэги: Разное
posted by Tveye at August 15, 2016 СвернутьОпять же, не стоит сравнивать классификацию брони в вымышленном мире с драконами и глазастыми парящими шарами и в реальном мире.
Архив:
Jul2024 Jun2024 May2024 Apr2024 Mar2024 Feb2024 Jan2024 Dec2023 Nov2023 Oct2023 Sep2023 Aug2023 Jul2023 Jun2023 May2023 Apr2023 Mar2023 Feb2023 Jan2023 Dec2022 Nov2022 Oct2022 Sep2022 Aug2022 Jul2022 Jun2022 May2022 Apr2022 Mar2022 Feb2022 Jan2022 Dec2021 Nov2021 Oct2021 Sep2021 Aug2021 Jul2021 Jun2021 May2021 Apr2021 Mar2021 Feb2021 Jan2021 Dec2020 Nov2020 Oct2020 Sep2020 Aug2020 Jul2020 Jun2020 May2020 Apr2020 Mar2020 Feb2020 Jan2020 Dec2019 Nov2019 Oct2019 Sep2019 Aug2019 Jul2019 Jun2019 May2019 Apr2019 Mar2019 Feb2019 Jan2019 Dec2018 Nov2018 Oct2018 Sep2018 Aug2018 Jul2018 Jun2018 May2018 Apr2018 Mar2018 Feb2018 Jan2018 Dec2017 Nov2017 Oct2017 Sep2017 Aug2017 Jul2017 Jun2017 May2017 Apr2017 Mar2017 Feb2017 Jan2017 Dec2016 Nov2016 Oct2016 Sep2016 Aug2016 Jul2016 Jun2016 May2016 Apr2016 Mar2016 Feb2016 Jan2016 Dec2015 Nov2015 Oct2015 Sep2015 Aug2015 Jul2015 Jun2015 May2015 Apr2015 Mar2015 Feb2015 Jan2015 Dec2014 Nov2014 Oct2014 Sep2014 Aug2014 Jul2014 Jun2014 May2014 Apr2014 Mar2014 Feb2014 Jan2014 Dec2013 Nov2013 Oct2013 Sep2013 Aug2013 Jul2013 Jun2013 May2013 Apr2013 Mar2013 Feb2013 Jan2013 Dec2012 Nov2012 Oct2012 Sep2012 Aug2012 Jul2012 Jun2012 May2012 Apr2012 Mar2012 Feb2012 Jan2012 Dec2011 Nov2011 Oct2011 Sep2011 Aug2011 Jul2011 Jun2011 May2011 Apr2011 Mar2011 Feb2011 Jan2011 Dec2010 Nov2010 Oct2010 Sep2010 Aug2010 Jul2010 Jun2010 May2010 Apr2010 Mar2010 Feb2010 Jan2010 Dec2009 Nov2009 Oct2009 Sep2009 Aug2009 Jul2009 Jun2009 May2009 Apr2009 Mar2009 Feb2009 Jan2009 Dec2008 Nov2008 Oct2008 Sep2008 Aug2008 Jul2008 Jun2008 May2008 Apr2008 Mar2008 Feb2008 Jan2008 Dec2007 Nov2007 Oct2007 Sep2007 Aug2007 Jul2007 Jun2007 May2007 Apr2007 Mar2007 Feb2007 Jan2007 Dec2006 Nov2006 Oct2006 Sep2006 Aug2006 Jul2006 Jun2006 May2006 |
|
| |