Русские войска пришли во Францию в 1815 году, сразив Наполеона. Вернувшись на родину, они много рассказывали о своем путешествии и о том, что обнаружили во Франции. Об удивительно плодородных землях, о высокоразвитом сельском хозяйстве, об отличном состоянии дорог и необычном методе их строительства. Однако они критиковали французские открытые камины, уступающие русской печи, и были удивлены, увидев, что французские крестьяне одеты в деревянные башмаки, деревни разорены и обеднели, а на дорогах — толпы бродяг и нищих. Также их разочаровала грязь на улицах городов и даже в пригородах Парижа. Их удивила необразованность крестьян.
В городах они отметили красоту архитектурных сооружений, особенно храмов. Примечания о Париже еще более любопытны: журналы для женщин, зоопарк, публичный характер суда первой инстанции, гуманистическая концепция, которая привела к созданию отеля Инвалидов, Пале-Рояль, толпа на парижских улицах и лихорадочный темп жизни в столице Франции — вот что в то время привлело внимание русских военных. Их поразило то, как роскошь граничит с нищетой, просвещение — с коррупцией. Однако они отметили секуляризацию и эмансипацию общественной жизни, и несомненно, эти наблюдения и контакт с прогрессивной Западной Европой по сравнению с Россией, вероятно, оказали большое влияние на формирование идей декабристов. Это разрушение западной и европейской мечты, что стоит за разочарованием русских солдат, открывших для себя Францию. Эти негативные эмоции, возникшие у них во Франции после того, как Россия вышла из процесса европеизации, начатого за века до того Петром I.
Среди положительных сторон европеизации России — конечно, модернизация и индустриализация страны, окна в Европу и на Черное море. Среди отрицательных моментов — убеждение русских в их отсталости, которое, вероятно, привело ко многим комплексам в России, в том числе — к постоянному комплексу неполноценности перед Западной Европой.
Многим россиянам, которых я знаю, всегда удивительно видеть иностранца, который может наслаждаться красотой русской деревеньки, ходить на службу в церковь и любить пельмени. Они не верят, что мы можем по-настоящему оценить «отсталую» Россию. Мой сосед считает меня экстремистом — а какие, с его точки зрения, еще могут быть причины любить Россию и не сомневаться в выборе страны?
— Саша, почему ты не живешь во Франции? — спрашивает меня иногда Тимур.
— А почему ты туда не переедешь, если уверен, что там так хорошо? — говорю я в ответ.
Есть русские, считающие, что скоро будет революция и лучше бы им до этого уехать из страны. «Пора валить» — можно прочитать во многих блогах и услышать от протестующих, которые считают, что мир — это большая деревня. Будьте уверены, я не хочу уезжать и я ценю «стиль жизни» в России, в Москве или в Карелии.
Я далеко не единственный из иностранцев в России, кто так думает. Что действительно могло подтолкнуть тридцатипятилетнюю Каролину и ее сорокатрехлетнего мужа Фредерика в один прекрасный день покинуть Францию и обосноваться в Москве со своими тремя детьми? Что может мотивировать их поместить трех детей в возрасте 6, 9 и 12 лет в чисто русскую школу, когда в семье никто не говорит на русском языке? Это богатая семья, которая вполне могла бы жить во Франции или заплатить за обучение во французской школе в Москве несколько тысяч евро в год за ребенка.
...
Ради эксперимента. На вкус ничего, но двойной гамбургер с сыром и ветчиной стоит $6.99, а по размеру оказался точно как половинный (mediano) гамбургер из Tropi Burger, стоящий $3.99 (оба с картошкой и колой). Замечу, что полноразмерный в Tropi Burger намного больше и стоит $5.49. При этом вкус, конечно, на любителя, но в Tropi Burger мне нравится больше. Вдобавок соус подали в пакетиках без насечки для "подрыва". То есть открыть их без колюще-режущих инструментов очень сложно. В общем, я не доволен.
Оказалось, что, за вычетом эфиопских и индийских общин, все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически обособленную от остальных народов.
Внутри каждой подгруппы родство оказалось очень высоко (в среднем — как у родственников в четвертом-пятом поколении; оно в десять раз теснее, чем у двух случайно взятых ньюйоркцев). Мизрахи (жители Ирана и Ирака), как показали исследования, отделились от единого иудейского ствола совсем давно — 2500 лет назад. Это весьма логично: историки знают, что тогда множество евреев оказалось в вавилонском пленении.
Предки остальных евреев, говорят авторы работы в Human Genetics, примерно во времена Христа расселялись по югу Европы. Об этом историки тоже знают: до Иудейской войны этот процесс шел медленно, а после изгнания евреев из Палестины — лавинообразно. В Южной Европе, как установили новые исследования, они получили около 30% примеси генов местных народов: итальянцев, сардинцев, французов. И это объяснимо: в ту эпоху для евреев нормальной практикой был прозелитизм — в иудаизм обратились до 10% жителей Римской империи.
Далее в имеющихся исторических реконструкциях — большая дыра; мы видим лишь, что к Средневековью в Европе обнаруживаются две четко разграниченные группы евреев, о родственных связях и формировании которых ничего не известно. Новые исследования рисуют достаточно полную картину происхождения этих двух групп, и она весьма любопытна.
Первая группа — это сефарды, про которых мы знаем лишь, что они жили в Испании, были изгнаны оттуда в 1492 году (помните «Испанскую балладу» Фейхтвангера?) и расселились во Франции, Италии, Греции, Турции и Сирии.
Вторая — светлолицые, светлокожие (а часто и светлоглазые) и более склонные к наследственным болезням ашкеназы. Они появились на Рейне в VIII веке н. э. — но было неизвестно, откуда. Были предположения, что это хазары, принявшие иудаизм. Ашкеназы жили в Германии (вспомним «Еврея Зюсса» того же Фейхтвангера), а позже распространились по всей Восточной Европе. Почти все ашкеназы, жившие в Германии и на оккупированных ею во время Второй мировой войны территориях, были уничтожены в холокост. Многие из оставшихся в живых оказались в Израиле и США.
Сефарды и ашкеназы традиционно находятся в некотором антагонизме. Даже селясь рядом, они редко вступают в смешанные браки; различается произношение слов на языке молитвы (иврите) и религиозная практика. Моя подруга Авива, сефард из Иерусалима, замужем за ашкеназом. Ее иногда подначивают знакомые рыночные торговки: как это он на тебе женился — может быть, он инвалид и не мог рассчитывать на «полноценную» невесту? Авива отвечает с усмешкой: «Ну, он носит очки…» Особенно яркие проявления расизма наблюдаются у ашкеназов — выходцев из бывшего СССР: многие из них откровенно презрительно относятся к «этим черным» и явно не чувствуют себя одним с ними народом.
И вот один из наиболее обсуждаемых в СМИ результатов нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. В обеих доминируют ближневосточные гены, их около 70%. В обеих группах есть и примесь генов французов, итальянцев и сардинцев — 20–30%: их явно унаследовали еще до разделения евреев на сефардов и ашкеназов. Но когда и как это разделение произошло?
... Зачитать целиком: Еврейская генетика
Судя по трейлеру, это должна была быть пародия на фильмы про зомби. И мне казалось, что это будет забавная пародия. Но нет, нихуя, это оказалась скорее романтическая комедия для девочек, блеать. Что-то типа Сумерек с зомби вместо вампиров. Потенциально неплохой юмор очень странно смешан с соплями, серьезность которых вызывает еще большее изумление на фоне юмористической в целом концепции. Противоречивые чувства, как пурген пополам с виагрой. Местами неплохо, особенно вначале, но ближе к концу я уже проматывал куски. Что тут делает замечательный актер Малкович, тоже не понятно.
У меня фильм оставлил лучшее впечатление, чем многие недавно вышедшие боевичьки, но таки в зависимости от ваших личных вкусов может либо сильно понравиться, либо сильно же не понравиться.
Неплохой детективный боевичек в классическом стиле. Пожалуй получше, чем Last Stand, но в прокате провалился еще сильнее. 14 лимонов box office по сравнению с 55 лимонами бюджета. Странная тенденция. Видимо молодежи это уже не нравится, а старперы в кино не ходят.
Маздакизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннем средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада — руководителя маздакитского движения. Возникло в 3 в.; названо по имени руководителя маздакитского движения — Маздака. Последователи маздакизма считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и тёмным, злым; призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом. Маздакизм содержал распространённые в ряде сект Ирана и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи, о равенстве имущества и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства, маздакизм стал в конце V века идеологией маздакитского движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (начало 490-х годов — конец 520-х годов).
Мир, согласно маздакитской философии, делился, прежде всего, не на бедных и богатых, а на избранных и неизбранных: на верующих маздакитов, постигших великую тайну и неверующих, погруженных в пучину тьмы. Искренне верующий маздакит, познавая тайны веры, поднимался в своем просветлении от ступени к ступени и постепенно вбирал в себя часть четырех духовных сил, становясь подобным Богу.
Понятное дело, что простому человеку вся эта философия была непонятна, да и не интересна. Понимание религии рядовыми маздакитами было просто: "Возьми блага для бедных у богатых и возврати их от великих к малым; тот, у кого есть избыток денег, пищи, женщин и имущества имеет на них не больше прав, чем другой".
В 488 году н.э. Сасанидский шахиншах (царь царей, т.е. верховный правитель) Кавад был очарован маздакидской проповедью. Предводитель маздакитов, Маздак (т.е. духовный глава маздакитов), обещал шахиншаху, что при воцарении его религии в государстве наступит полное благоденствие, а сам Кавад обретет абсолютное подчинение своих подданных. Сасанидское царство в тот период периодически сотрясали перевороты и междоусобные войны, и Каваду, видимо, захотелось стабильности. Впрочем, злые языки некоторых историков утверждают, что все дело было в том, что Маздак проповедовал не только общность имущества, но и общность жен. А шахиншах Кавад был большой бабник.
Шахиншах дал маздакитам верховные должности в государстве, и в стране воцарила социальная справедливость в совковском её понимании. По всей стране маздакиты отбирали у неверующих в маздакизм имущество, земли, дома, жен и отдавали это правоверным маздакитам, то есть себе. Против зороастризма (до того - основной религии страны), зороастрийских священников и верующих начался настоящий террор - резня и уничтожение храмов. Самого Кавада очень быстро сместили с трона и заперли в одной из крепостей.
Но Каваду удалось бежать и пробраться к горским племенам эфталитов, среди которых он некоторе время жил в юности. Эфталиты вняли жалобам шахиншаха и собрали войско ему в помощь. Отряды войнов-эфталитов очень быстро захватили всю страну, поскольку маздакиты, храбрые в грабеже и резне беззащитных, против настоящих противников воевать струсили и разбежались. А никакой другой военной силы в стране, разоренной повальными грабежами и массовым террором, уже не было.
... Зачитать целиком: Древние эксперименты на тему социализма
... в Венесуэле начались проблемы с туалетной бумагой. Лично мне от такой классики было бы смешно, если бы не было грустно. Но, подозреваю, что многие современные радетели социализма думают, что это просто такой миф, капиталистическая страшилка.
Ночь. Забор. Вы когда-нибудь сидели ночью на заборе? Нет, вы никогда не
сидели ночью на заборе, и вам не узнать, не почувствовать, как хочется по
ночам жить, когда рядом в кустах шуршит, стучит, стрекочет сверчок, цикада
или кто-то еще. У ночи густой, пряный запах, звезды смотрят на вас с высоты,
и луна выглядывает из облаков только для того, чтоб облить волшебным светом
всю природу; и того, на заборе, - волшебным светом. А вдоль забора трава в
пояс, вся в огоньках и искрах, и огромные копны перекати-поля, колючие, как
зараза.
Командир роты, прозванный за свой нос, репообразность и общую
деревянность Буратино, даже не подозревал, что ночью на заборе может быть
так хорошо. Он сидел минут двадцать, переодетый в форму третьекурсника, в
надежде поймать подчиненных, идущих в самоход.
Но ночь, ночь вошла; ночь повернула; ночь мягко приняла его в свои
объятия, прижала его, как сына, к своей теплой груди, и он почувствовал себя
ребенком, дитем природы, и незаметно размечтался о жизни в шалаше после
демобилизации. Утро. Роса. Трава, тяжелая, спутанная, как волосы любимой.
Туман, живой, как амеба. Удочка. Поплавок. Дальше бедное флотское
воображение Буратино, до сих пор способное нарисовать только строевые приемы
на месте и в движении, шло по кругу: опять утро, опять трава, кусты...
В кустах зашевелилось. Муза кончилась. Буратино встрепенулся, как сова
на насесте, и закрутил тем, что у других двуногих называется башкой. На
забор взбиралось, кряхтело и воняло издалека. В серебряном свете луны
мелькнули нашивки пятого курса.
- Товарищ курсант, стойте! - просипел среди общего пейзажа Буратино,
облитый лунным светом, похожий там, где его облило, на Алешу Поповича, а где
не облило - на американского ковбоя.
Пятикурсник, перекидывая ногу через забор, задержался, как прыгун в
стоп-кадре, и вскинул ладонь ко лбу. Теперь в облитых местах он был крупно
похож на Илью Муромца, высматривающего монгола.
- Ага, - сказал он, увидев три галочки. И не успело его "ага" растаять
в природе, как он хлопнул Буратино по деревянным ушам ладошками с обеих
сторон. Хлоп! Так все мы в детстве играли в ладушки.
Природа опрокинулась. Буратино, завизжав зацепившимися штанами,
кудахнулся, пролетев до дна копну перекати-поля. А когда он пришел в себя,
среди тишины, в непрерывном колючем кружеве, он увидел луну. Она обливала.