В июле 2007 г. в Сергеевку нагрянула комиссия Минобороны, результаты ее работы засекретили (известно лишь, что комдива генерал-майора Александра Петрова сняли с должности), но после этого о криминалитете, подмявшем под себя целые военные части, впервые стали говорить открыто. В декабре прошлого года этим вопросом занялась комиссия Общественной палаты. На прошлой неделе правозащитники рассказали о новых случаях рэкета на круглом столе «Общественная инициатива: гражданин и армия», проходившем в Подмосковье.
В докладах звучала такая информация: за последние годы многие военные подразделения оказались в том положении, в котором пребывал российский бизнес в 90-х. Бандиты, казалось бы, ставшие историей, нашли новый объект «опеки»: отдельные военнослужащие, подразделения и целые полки исправно платят за «спокойную жизнь». Такая проблема возникла еще в 2000-м и сначала касалась исключительно выплат «боевых». Но затем армия стала переходить на контракт, деньги появились и у солдат, служащих вдали от горячих точек. Причем многие контрактники - это вчерашние призывники. С 2004 г., согласно поправкам в законе «О воинской обязанности», после полугода службы по призыву и получения военно-учетной специальности военнослужащий может заключить контракт о прохождении военной службы на три года. 18-летние пацаны, впервые оказавшиеся вдали от дома, стали легкой добычей для рэкетиров. Зарплата контрактника - от 9000 до 17 000 руб. в месяц - солидная «налогооблагаемая база».
В отчетах МВД, представленных на круглом столе, говорится о десятках случаев вымогательства у солдат и офицеров, произошедших в последние пару лет. Военные чины, с которыми пообщался Newsweek, утверждают, что милиция раздувает масштабы проблемы. Но, побывав в нескольких дальневосточных частях, мы убедились, что это не так.
Читать Полностью